Главная Форум Доклады Книги Источники Фильмы Журнал Разное Обратная связь

Другие проекты

Учителю истории


Глава 11. Страны Европы и Америки в 1815-1847 годах

Введение

Промышленный переворотВеликая французская революция и наполеоновские войны потрясли феодально-абсолютистские порядки в Европе и создали более благоприятные условия для буржуазного развития. В первой половине XIX в. значительно раздвинулась сфера распространения капитализма. Помимо Англии, Голландии и северной части США буржуазное общество утвердилось во Франции и Бельгии. Капиталистические отношения получили перевес в западных областях Германии, буржуазная собственность стала преобладать в Италии. Капиталистический уклад укрепился или возник во всех странах Европы и в Латинской Америке.

Промышленная революция.

Дальнейшее развитие капитализма в странах Европы и Америки. Ускоренный рост капиталистических отношений был обусловлен важнейшим явлением этого периода — развертыванием промышленной революции в Европе и Северной Америке. В отдельных странах промышленная революция совершалась весьма неравномерно. В Англии к середине века фабрика уже доминировала во всех основных промышленных отраслях. С началом механизации машинострое-

 

ния в 30—40-е годы промышленная революция вступила здесь в завершающую фазу. Англия превратилась в основную промышленную державу мира. В те же годы промышленный переворот ускорился во Франции, Бельгии, Германии и США, хотя мануфактура и мелкое ремесло были в них распространены еще довольно широко.

В эти же десятилетия стали интенсивнее применяться машины в австрийских и особенно чешских землях Австрийской империи, в отдельных областях Италии и Испании, однако здесь ход начавшегося промышленного переворота тормозился феодальными порядками или их пережитками. Наконец, в Португалии, Греции, Венгрии, в югославянских землях применение машин только начиналось.

Крупное фабричное производство промышленных товаров в Англии вызвало громадный рост мировой торговли: за первую половину века ее размеры почти удвоились, тогда как в прошлом для этого потребовалось несколько столетий. Мировой капиталистический рынок быстро расширялся, в него втягивались (чаще всего насильственно) новые огромные территории на разных континентах. Сбыт английских хлопчатобумажных тканей в Индии, Африке и Латинской Америке в 1840 г. (466 млн. м по сравнению с 72 млн. м в 1820 г.) уже намного превышал их сбыт в Европе (180 млн. м). Торговля в таких масштабах стала возможна благодаря расширению судостроения и начавшемуся строительству железных дорог. Их мировая протяженность увеличилась с 3 тыс. км в 1836 г. до 40 тыс. км в 1850 г.

В первой половине века отчетливо проявились заложенные в капитализме возможности ускоренного развития производительных сил. Пример Англии продемонстрировал, что промышленная революция проложила глубокий рубеж в истории человечества: она создавала условия для коренной перестройки общества из аграрного, каким оно оставалось в течение тысячелетий, в промышленное.

Вместе с тем уже в это время отчетливо обнаружились и внутренние противоречия капиталистического способа производства: их ярким проявлением были начавшиеся с середины 20-х годов периодические эко-

номические кризисы. Частичные, нерегулярные кризисы перепроизводства возникали в отдельных отраслях английской промышленности уже с конца XVIII в. по мере того, как она перестраивалась на фабричной основе. Постепенно кризисы распространились на все больший круг предприятий и отраслей, и в 1825 г. в Англии разразился первый циклический кризис перепроизводства, охвативший всю промышленность, торговлю и финансовую сферу. Именно этот кризис открыл собой череду регулярно повторяющихся кризисов.

Капиталистические отношения, победившие ранее в сельском хозяйстве Англии и Голландии, продолжали внедряться в деревне. Капиталистическое фер-. мерское хозяйство утвердилось в некоторых районах Франции и на севере Италии; в 30—40-е годы прусские помещики-юнкеры все шире перестраивали на капиталистической основе свои имения. В той или иной форме капиталистические отношения развивались в сельском хозяйстве других стран Европы и Америки. В сельскохозяйственном производстве по-прежнему господствовала техника, рассчитанная на ручной труд или конную тягу, однако железные сельскохозяйственные орудия (плуг, борона) теснили деревянные. В ряде стран заметно расширились посевные площади, в частности за счет распашки пара, улучшались севообороты, началось применение искусственных удобрений.

Достигнутое значительное увеличение сельскохозяйственной продукции было взаимосвязано с новой демографической тенденцией — ускорением прироста населения. В Европе оно достигало к середине века 260—270 млн. человек, почти удвоившись за столетие, тогда как предыдущее удвоение численности населения в 1750 г. (140 млн.) совершилось более чем за два века.

Социальные сдвиги. Формирование пролетариата. Начало самостоятельного рабочего движения.

Серьезные изменения происходили в социальной структуре общества. Рос класс буржуазии, в ее рядах на первый план выдвигались фабриканты текстиля и железа, владельцы угольных шахт и рудников.


Значительно увеличилась численность пролетариата. Его состав оставался весьма неоднородным. В большинстве стран еще преобладала масса рабочих ремесленного типа, учеников, подмастерьев, занятых на мелких предприятиях, в мастерских и домашнем капиталистическом производстве. В то же время в результате промышленной революции происходил важнейший социальный сдвиг: формировался фабрично-заводской пролетариат, который благодаря своей однородности, концентрирован-ности и способности к организации резко отличался от разноликой и распыленной массы рабочих мануфактурной стадии капитализма.

Промышленный переворот в первой половине века отрицательно сказался на положении рабочих: фабричная система принесла с собой интенсификацию труда и удлинение рабочего дня. Снижалась заработная плата из-за возраставшего давления на нее резервной армии труда и широкого вовлечения в производство женщин и детей (в конце 40-х годов на прядильных и ткацких фабриках Англии они составляли 2/3 всех занятых). Рабочие были бесправны: действовали законы, запрещавшие им создавать собственные организации и устраивать стачки. Концентрация рабочих (за исключением Англии) оставалась низкой. Все это определяло большую живучесть в рабочей среде различных форм утопической, мелкобуржуазной, сектантской идеологии.

С выявлением глубинных противоречий капиталистической системы и формированием новых классов было связано интенсивное развитие социалистических и коммунистических идей. В поле зрения великих социалистов-утопистов первых десятилетий XIX в. оказался пролетариат. Однако, призывая к «улучшению участи», как писал Сен-Симон, самого многочисленного и «наибеднейшего класса», разрабатывая планы создания совершенного общества, свободного от изъянов капиталистической системы, эти мыслители оставались в плену умозрительных, утопических схем.

В 30—40-е годы рабочие выделяются в особый самостоятельный общественный класс, противопоставляющий себя буржуазии. Этот процесс проявляется особенно заметно в Англии и Франции. С развитием

массового рабочего движения пролетариат овладевает помимо экономической и политической формой борьбы. В восстаниях лионских ткачей в 1831 и 1834 гг. и особенно в чартистском движении с наибольшей глубиной и силой раскрылось новое социальное противоречие эпохи — между наемным трудом и капиталом.

На 20—40-е годы XIX в. приходятся первые завоевания рабочего движения. Под давлением стачечной борьбы в Англии были легализованы профсоюзы (1824) и принят закон об ограничении труда детей на производстве (1833), заложивший основы фабричного, или рабочего, законодательства. В результате же чартистского движения впервые был установлен законом 10-часовой рабочий день для женщин и подростков, который постепенно стал распространяться и на рабочих-мужчин.

В 40-е годы возникла теория научного коммунизма, выработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом. Создание «Союза коммунистов» и выход в свет «Манифеста Коммунистической партии» представляли собой первую попытку соединения теории марксизма с рабочим движением.

Незавершенность буржуазных преобразований. Буржуазные революции, национально-освободительные движения.

Повсеместное распространение и упрочение капиталистических отношений вызвало в Европе нарастание противоречия между капитализмом и феодальными или полуфеодальными порядками, между буржуазией и обуржуазившимся дворянством и силами феодально-клерикальной реакции, которая возобладала в континентальной Европе после крушения наполеоновской империи. Формы проявления этого противоречия и его острота были неодинаковы в разных странах. Феодальные отношения доминировали в северо-восточных областях Германии, в Королевстве Польском и до 30-х годов XIX в. — в Испании и Португалии. Оплотом реакции в Центральной и Юго-Восточной Европе являлась многонациональная Австрийская империя. Здесь сохранялись сословный строй, цеховая система, различные формы феодальной эксплуатации, включая барщину; порабощенные народы подвергались одновременно классовому и национальному гнету.


В Германии и Италии Реставрация воскресила государственную раздробленность — пережиток средневековья. В ее сохранении были кровно заинтересованы реакционные монархические и клерикальные круги. Вместе с тем в Италии и тех областях Германии, где в период Великой французской революции и наполеоновского господства феодальные отношения были упразднены, дворянско-клерикальной реакции не удалось искоренить осуществленные ранее преобразования и вытеснить буржуазию с завоеванных ею в истекшем двадцатилетии экономических позиций. Однако рождавшееся здесь буржуазное общество оставалось еще очень незрелым, буржуазия была полностью лишена государственной власти.

Абсолютизм, господствовавший в первой половине XIX в. в большинстве европейских стран, претерпел некоторые изменения по сравнению с XVII—XVIII вв.: государственно-административная структура стала еще более централизованной, было покончено с покупкой и продажей должностей, и аппарат управления повсеместно состоял теперь из кадровых чиновников; суд являлся прерогативой государства. Социальная же база абсолютных монархий сужалась и слабела в связи с разложением или подрывом ее феодальной основы и расширявшимся процессом обур-жуазивания дворянства. В результате в ряде европейских стран в первой половине века возникло несоответствие между исторически изживавшей себя государственной надстройкой, какой являлась абсолютная монархия, и социально-экономическим базисом, который подвергся в той или иной степени воздействию капитализма.

В целом в период 1815—1847 гг. в большинстве стран Европы сохранялась объективная необходимость в дальнейшем осуществлении антифеодальных мер, в создании необходимых условий для развития капитализма. Эта незавершенность буржуазных преобразований, буржуазной революции в «широком смысле» 1, определяла в целом прогрессивность буржуазии, а в ряде стран и революционный характер некоторых ее слоев, порождала буржуазные

1 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 19. С. 246.

оппозиционные движения и вспышки буржуазных революций.

Многочисленные революционные потрясения — примечательная черта истории Европы этого периода. Они были обусловлены социально-экономическими сдвигами и теми переменами в общественном сознании отдельных классов и целых народов Европы, которые произошли под воздействием Великой французской революции, показавшей образец решения назревших общественных задач именно революционным путем. Благодаря ее примеру представление о правомерности и необходимости использования революционных средств для борьбы с реакцией и деспотизмом широко вошло в общественное сознание.

В 20-е и 30-е годы XIX в. по Европе прокатились две революционные волны. Первая из них слагалась из революций в Испании (1820—1823), Португалии (1820—1823), Неаполитанском королевстве (1820—1821), Сардинском королевстве (Пьемонте, 1821 г.), из национально-освободительных восстаний в Греции, Валахии в 1821 г. и восстания декабристов в России в 1825 г. Из всех движений 20-х годов только освободительная борьба греческого народа увенчалась успехом — завоеванием национальной независимости, что стало возможным благодаря поддержке извне (особенно России, а также Англии и Франции). Все остальные революции и восстания потерпели поражение. Однако они способствовали расшатыванию реакционных порядков в Европе, а Испанская и Португальская революции, ослабив абсолютизм, облегчили успешное завершение национально-освободительной революции в Латинской Америке. В результате ее к середине 20-х годов рухнули две громадные и старейшие колониальные империи в Западном полушарии — испанская и португальская, и большинство народов Латинской Америки, ликвидировав колониальную зависимость, создали самостоятельные государства.

Вторая волна революций охватила ряд европейских стран в 30-е годы. Сигналом для них стала революция 1830 г. во Франции, благодаря которой буржуазия окончательно оттеснила дворянство от руководства государством. Победа Французской революции стимулировала революционное

259


и национально-освободительное движение в Европе. В результате революции в Бельгии в августе 1830 г. эта страна добилась самостоятельности. Революционное движение в Швейцарии осенью 1830 г. позволило буржуазии захватить власть в большинстве районов страны и отменить феодальные пережитки. Волнения в Германии, где монархи Ганновера, Саксонии, Браун-швейга и Гассен-Касселя были вынуждены ввести конституции, национально-освободительное восстание в Королевстве Польском (1830—1831), революция 1831 г. в Центральной Италии, новая буржуазная революция, начавшаяся в 1834 г. в Испании,— такова амплитуда этой революционной волны, которая значительно сильнее потрясла устои реакционных порядков и Священного союза, чем революции 20-х годов. В тех же странах, где революция была подавлена, это не только не устранило потребности в буржуазных преобразованиях, но, напротив, привело в 40-е годы к такому накоплению и обострению противоречий, что они вылились в 1848 г. в третью за тридцать лет и самую мощную революционную волну — общеевропейскую революцию 1848—1849 гг.

В отличие от большинства стран Европы, где буржуазии приходилось бороться с феодально-абсолютистскими порядками, в Англии в 20—30-е годы и во Франции в 40-е годы в рамках буржуазного общества назрел иной социально-политический конфликт: рожденная промышленной революцией и усилившаяся фабричная буржуазия стала добиваться участия в политической власти путем расширения избирательного права. В Англии притязания промышленников были удовлетворены в результате парламентской реформы 1832 г. Во Франции же этот конфликт явился одной из главных причин, которые привели страну к революции 1848 г.

Развитие духовной культуры. Романтизм.

Первая половина XIX в. стала временем интенсивного развития духовной культуры. Среди ее многообразных проявлений в первые десятилетия века особенно заметное распространение получил романтизм. Зародившись еще в конце XVIII — начале XIX в., он достиг расцвета в 20—30-е годы. Как явление культуры романтизм отличался исключительной многогранностью.

В сфере художественного творчества он ярко запечатлелся в виде особого направления в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре. Вместе с тем романтизм представлял собой форму идеологии: особое романтическое направление сложилось в области философско-эстетических идей, политической экономии и в исторической науке.

Романтизм возник в атмосфере серьезных идейных сдвигов, происходивших в Европе на рубеже XVIII—XIX вв. Еще в годы Великой французской революции начался кризис идеологии Просвещения: становилась все более очевидной несостоятельность утверждений просветителей о близком торжестве общества, основанного на принципах разума, равенства и социальной справедливости. В буржуазном строе, который складывался в результате победы Французской революции и развития промышленного переворота, раскрывались глубокие противоречия и негативные черты: безудержное обогащение верхушки и возрастающая нищета обездоленных, отчуждение между личностью и обществом, торжество чистогана и торгашеского духа. Эти стороны буржуазного общества вызывали у передовой интеллигенции разочарование, приводили к неприятию неприглядной действительности. Подобные настроения, обострившиеся из-за засилья политической реакции, отразились в литературных произведениях в образах романтических героев, зараженных меланхолией, душевной тоской, «мировой скорбью», или в образах мятущихся свободолюбивых натур, страдающих из-за разлада между их высокими духовными устремлениями и несовершенством общества. Этот дух безоговорочного отрицания буржуазного мира наиболее полно и ярко запечатлелся в творчестве Дж. Байрона.

Острым средством романтической критики действительности являлись гротеск, сатира, ирония. Их с блеском использовали Гофман и Гейне, едко высмеивавшие убогие общественные порядки в германских государствах, ограниченность и филистерство германских мещан-бюргеров. Отвергнув стеснительные литературные каноны классицизма, романтики провозгласили полную свободу художественного творчества. Они придавали особое значение во-

260


ображению, фантазии, но требовали при этом соблюдения исторической достоверности.

Постоянное обращение к историческому прошлому — одна из характерных черт романтизма. Историзм романтиков был порожден разными причинами. Интерес к истории, вспыхнувший в первые десятилетия XIX в., явился прежде всего следствием колоссальных общественных потрясений и сдвигов, пережитых Европой за четверть века — с начала Великой французской революции. Этот интерес вылился в подъем исторического знания. Историки французской романтической школы (Тьерри, Минье, Гизо, Тьер), изучавшие причины глубокой общественной ломки во Франции, пришли к выводу о закономерности Французской революции XVIII в.

Однако переосмысление прошлого диктовалось различными, подчас противоположными мотивами и побуждениями. Это вызывалось тем, что в идейном отношении романтизм был весьма неоднородным, многогранным явлением. В первые два десятилетия XIX в. многие писатели-романтики (особенно в Германии и во Франции) обращались к прошлому с консервативных или откровенно реакционных позиций. Их искания перекликались с умонастроениями тех социальных слоев (преимущественно дворянства), которые пострадали в результате слома феодальных порядков и жаждали вернуть утраченное. Такие романтики (например, Шатобриан и Нова-лис) выступили с апологией христианства (католицизма), изображая его в виде альтернативы просветительских и революционных идей, источника высших духовных, нравственных и эстетических ценностей, которые могут открыть путь к миру и гармонии. Они превозносили средневековье как время упорядоченного общества с монолитной католической церковью, благородными рыцарскими нравами и патриархальными обычаями. В подобном идеализированном виде средние века противопоставлялись отталкивающей буржуазной действительности.

Вместе с тем увлечение историческим прошлым принесло плодотворные результаты и обогатило различные отрасли культуры. Возник новый жанр литературы — исторический роман, который в творчестве

Вальтера Скотта, прошедшего через увлечение романтизмом, приобрел уже реалистический характер. Родился широкий интерес к народному творчеству: повседневную жизнь народа в докапиталистическую эпоху многие романтики представляли себе как воплощение неиспорченных нравственных начал и гармоничного развития человека, утраченных в буржуазном обществе. На этой почве возникла тяга к изучению фольклора — «архива народов», как называл его И. Г. Гердер. С поэтизацией национального прошлого связаны многочисленные издания сборников народных песен, легенд, сказок, эпических поэм, словарей национального языка (например, «Детские домашние сказки», «Немецкие предания», «Немецкая грамматика» братьев Гримм, «Сербские народные песни» и «Сербский словарь» В. Караджича и многое другое). Эта деятельность романтиков способствовала формированию национального самосознания народов тех стран, где не был решен национальный вопрос.

В 30—40-е годы в романтизме произошли значительные изменения. Сложилось литературное течение, в котором на первый план выступило действенное социальное и гражданское начало, ранее уже давшее о себе знать в бунтарской поэзии Байрона и Шелли. Новое поколение романтиков отличали оптимистический взгляд на будущее, вера в грядущее утверждение лучшего общества, сочувствие к угнетенным и сознание силы, таящейся в народе, активное отстаивание идеалов правды и справедливости. Эта тенденция, питавшаяся в немалой мере идеями утопического социализма, с особой силой прозвучала в драмах и романах В. Гюго и Жорж Санд, в поэзии Г. Гейне, А. Мицкевича, Ш. Петефи, пропитанной революционным духом, предчувствием близкого возрождения человечества в результате революции народов Европы. Отстаивая национальную самобытность народной культуры в странах, находившихся под иностранным господством, некоторые романтики пришли к утверждению права народов на национальную независимость и завоевание ее революционным путем.

Различные идейные и художественные тенденции, свойственные романтизму, запечатлелись в живописи Жерико и Делак-

261


руа, в музыке Вебера, Берлиоза, Шуберта, Шумана, Вагнера, Верди. Особое место в музыкальной культуре того времени занимали великие творения Л. Бетховена, пронизанные темой трагического противоборства мятежного человеческого духа с враждебными ему силами.

В целом романтизм способствовал более углубленному и многостороннему — художественному и философскому — познанию мира и человека со свойственными им противоречиями. Романтизм обогатил мировую культуру непреходящими по своему значению духовными ценностями и проложил новые пути ее развития.

Реализм

В 30—40-е годы наряду с романтизмом в художественной литературе утверждается реализм, который в середине века стал господствующим направлением в европейской литературе. Реализм XIX в. опирается на художественные достижения классицизма, просветительского реализма XVIII в. и романтизма, однако ему присущи качественно новые черты.

Произведения писателей-реалистов отличаются исключительно широким охватом действительности и преобладанием социальной проблематики. Жизнь общества в самых разнообразных ее проявлениях, быт, нравы, психология людей, принадлежащих к различным классам, никогда не получали в литературе столь многогранного отражения. Реализм возник во Франции и в Англии в условиях торжества буржуазных порядков. Однако в произведениях реалистов не найти восхвалений буржуазного строя. Победное шествие капитализма они воспринимали сквозь призму его социальных последствий, уловив противоречивость капиталистического прогресса, достигавшегося ценой страданий и нищеты миллионов тружеников. Социальные антагонизмы и пороки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие, ставшие неотъемлемыми сторонами буржуазной действительности. Поэтому столь беспощадным было изображение буржуазии в произведениях Стендаля, Бальзака, Диккенса, Теккерея. Их творчество явилось протестом против различных форм несправедливости и угнетения. Общественную, гражданскую заостренность реализма четко выразил Диккенс: «Когда я писал, я служил своей стране. Я хотел разобраться в социальной несправедливости и помочь правильно решить общественные вопросы».

В отличие от писателей-просветителей XVIII в., считавших, что все поступки человека обусловлены его воспитанием, обучением, т. е. в конечном счете идеями, реалисты XIX в. поднялись до понимания того, что поведение человека, его психология определяются условиями бытия, принадлежностью к определенной социальной среде. Важнейшие научные завоевания первой половины XIX в.— идея развития и историзм — также слились в творчестве писателей-реалистов, позволив им глубоко правдиво и исторически конкретно воспроизвести в художественной форме картину жизни европейского общества XIX в. Их книги — своего рода социальная анатомия этого общества, которое предстает в бесчисленных образах современников, принадлежавших ко всем его слоям: богатейшие финансисты и землевладельцы, промышленные капиталисты и мелкие буржуа, различные группы интеллигенции, чиновники, военные, трудящиеся массы (крестьяне, ремесленники, рабочие, бедняки и парии, обитатели «дна» капиталистического города). Тема народа впервые прозвучала с такой обличающей силой в мировой литературе. Творчество великих реалистов пронизано идеалами гуманизма и социальной справедливости. Бальзак и Диккенс запечатлели в своих книгах поднимающийся пролетариат и его борьбу с буржуазией. Однако они воспринимали рабочих лишь как страдающую массу, способную исключительно на стихийные, слепые бунты против угнетения.

Мощное        развитие        литературы XIX  в. подняло ее значение среди других факторов духовной культуры человечества. Литература стала оказывать все большее идейное и нравственное влияние на общество.

Главная | Разное | Форум | Контакты | Доклады | Книги | Фильмы | Источники | Журнал |

Макарцев Юрий © 2007. Все права защищены
Все предложения и замечания по адресу: webmaster@historichka.ru