Главная Форум Доклады Книги Источники Фильмы Журнал Разное Обратная связь

Другие проекты

Учителю истории


Арабо-израильский конфликт (история противостояния)

Обещанная, более объективная статья на тему арабо-израильского конфликта

Исторические корни конфликта

Палестина — территория с древней историей. Около XI в. до н.э. на территорию Палестины стали проникать древнееврейские племена, создавшие здесь свои государства (Израильское и Иудейское царства). Позднее Палестина входила в состав государств Ахеменидов, Александра Македонского, Птолемеев и Селевкидов, была провинцией Рима и Византии. При римлянах подвергшееся притеснениям еврейское население было рассеяно по другим странам Средиземноморского региона, а частью ассимилировалось с местным христианским населением. В 638 г. Палестину завоевали арабы, она стала одной из провинций халифата под названием аль-Фаластын. Именно в этот период территория страны начала заселяться арабскими крестьянами-феллахами. Господство мусульман в Палестине продлилось почти 1000 лет. В 1260—1516 гг. Палестина — провинция Египта. С 1516 г. эта территория входила в состав Османской империи, являясь частью то вилайета Дамаск, то вилайета Бейрут. С 1874 г. в Османской империи выделяется область Иерусалим, управляющаяся непосредственно из Стамбула. В 1917 г. в ходе Первой мировой войны Палестина была оккупирована английскими войсками и стала (с 1920 по 1947 г.) подмандатной территорией Великобритании. В начале XX в. Палестина стала восприниматься международными еврейскими кругами, организовавшимися на первом сионистском конгрессе в Базеле в 1897 г., как очаг еврейской государственности. Сионистская организация стала предпринимать практические шаги по евреизации страны. В этот период идет строительство еврейских городов и поселений (созданы такие города, как Тель-Авив —1909 г., Рамат-Ган — 1921 г., Герцлия /Херцлия/ — 1924 г., Натанья — 1929 г.), резко усиливается поток иммигрантов-евреев из стран Европы, Америки, Азии, Африки. В Палестине уже в значительной степени перенаселенной, испытывавшей недостаток свободных земель и водных ресурсов, стали вспыхивать конфликты между укоренившимися здесь почти полторы тысячи лет назад арабами и прибывающими евреями.[1]

Впервые идея создания отдельных арабского и еврейского государств в Палестине возникла в 30-х годах. В 1937 г. британской королевской комиссией был предложен план раздела подмандатной территории на три части. Первая, охватывающая территорию северной Палестины, включавшая Галилею и часть приморской полосы, предназначалась под еврейское государство. Второй сектор, занимавший Самарию, Негев, южную часть правобережья Иордана, а также территориально оторванные от них города Тель-Авив и Яффа, должен был послужить для создания арабского государства. Наконец третий сектор, согласно планам комиссии, должен был оставаться под нейтральным мандатным управлением Великобритании. В этот сектор, наряду с имеющими важное стратегическое положение Иудейскими горами, вошли святыни мусульманской, еврейской и христианской культуры: Иерусалим, Вифлеем, Назарет. Претворению в жизнь этого плана помешала разразившаяся Вторая мировая война. После окончания мировой войны вопрос о разделе Палестины был реанимирован. Еврейские организации напоминали об ужасах Холокоста и требовали немедленного провозглашения государства Израиль. Схема раздела Палестины, предложенная ООН в 1947 г., сильно отличалась от планов предвоенного политического переустройства региона. Согласно резолюции № 181 Генеральной ассамблеи ООН еврейское государство значительно увеличивало свою площадь за счет арабских территорий на юге. От нейтральной международной зоны, под которую изначально предполагалось выделить 1/10 территории Палестины, остался лишь небольшой анклав, включавший Иерусалим и Вифлеем с ближайшими пригородами. Эта территория должна была управляться администрацией ООН с помощью особого выборного органа и быть полностью демилитаризованной. Планируемая территория еврейского государства включала три, а арабского — четыре не связанных между собой участка территории. Резолюция ООН нарушила этнический паритет. Территория еврейского государства за счет пустынных пространств Негева оказалась больше арабской, что не соответствовало этнической картине послевоенной Палестины: в 1946 г. здесь на 1269 тыс. арабов приходилось всего 678 тыс. евреев.[2]

В Палестине было создано только еврейское государство — Израиль (1948 г.). Мирное сосуществование на одной земле двух враждебных друг другу государств с разными религиозно-культурными фундаментами, с нечетко определенными искусственными границами было невозможным.

Этот один из самых длительных региональных конфликтов современности длится более 60 лет. В целом историю конфликта можно разделить на несколько ключевых этапов: арабо-израильская война 1948 г. (первая война), Суэцкий кризис 1956 г. (вторая война), арабо-израильские войны 1967 и 1973 гг. (3 и 4 арабо-израильские войны), Кэмп-дэвидский процесс мирного урегулирования 1978-79 гг., война в Ливане 1982 г. (пятая война), процесс мирного урегулирования 90-х годов (Кэмп-дэвидские соглашения 2000 г.) и Интифада 2000 г., начавшаяся 29 сентября 2000 г. и зачастую определяемая экспертами как "шестая война" или "война на истощение".[3]

Первая война разразилась сразу же после провозглашения 14 мая 1948 г. независимости Государства Израиль. Вооруженные контингенты пяти арабских стран: Египта, Иордании, Ирака, Сирии и Ливана заняли ряд территорий в южной и восточной частях Палестины, зарезервированных по решениям ООН за арабским государством. Затем арабами был занят еврейский квартал в Старом Иерусалиме. Израильтяне тем временем взяли под свой контроль стратегически важную дорогу, ведущую от побережья к Иерусалиму, проходящую через Иудейские горы. К началу 1949 г. вооруженные формирования сумели занять Негев вплоть до прежней египетско-палестинской границы, за исключением узкой прибрежной полосы сектора Газа; эта полоса осталась под египетским контролем и именно она теперь обычно и именуется сектором Газа, хотя по решению ООН 1947 г. арабский сектор Газа должен быть гораздо больше по площади. Иорданская армия сумела закрепиться на Западном берегу Иордана и в Восточном Иерусалиме. Занятая иорданской армией часть Западного берега стала рассматриваться как часть Иорданского государства. Переговоры февраля—июля 1949 г., приведшие к перемирию между Израилем и арабскими странами, закрепили временную границу между противостоящими сторонами на рубежах боевого соприкосновения войск в начале 1949 г.[4]

Вторая война вспыхнула спустя семь лет. Под предлогом защиты национализированного египетским правительством Суэцкого канала, доселе находившегося в собственности европейских компаний, Израиль ввел свои войска на Синайский полуостров. Спустя пять дней после начала конфликта израильские танковые колонны захватили сектор Газа, вернее то, что от него оставалось арабам после 1948—1949 гг., заняли большую часть Синая и вышли к Суэцкому каналу. В декабре, после объединенной англо-французской интервенции, предпринятой против Египта, в области конфликта были размещены войска ООН. Израильские вооруженные силы покинули Синай и сектор Газа в марте 1957 г.[5]

Третья война, за свою скоротечность получившая название Шестидневной, протекала с 5 по 10 июня 1967 г. Поводом для нее послужило усиление бомбардировок военных объектов Израиля сирийской авиацией в начале 1967 г. В течение Шестидневной войны Израиль практически уничтожил египетские военно-воздушные силы и установил свою гегемонию в воздухе. Война стоила арабам утраты контроля над Восточным Иерусалимом, потери Западного берега реки Иордан, сектора Газа, Синая и Голанских высот на израильско-сирийской границе.[6]

Периодические вооруженные стычки, последовавшие за Шестидневной войной, сменились новым обострением конфликта 6 октября 1973 г. В день еврейского религиозного праздника йом-киппур израильские армейские части подверглись нападению со стороны Египта в районе Суэцкого канала. Израильтянам удалось прорваться на территорию Сирии и окружить там египетскую Третью Армию. Еще одним стратегическим успехом Тель-Авива стало форсирование Суэцкого канала и установление своего присутствия на его западном берегу. Израиль и Египет подписали в ноябре соглашение о перемирии, которое 18 января 1974 г. было закреплено мирными соглашениями. Эти документы предусматривали вывод израильских сил с территории Синая к западу от перевалов Митла и Гиди в обмен на сокращение военного присутствия Египта в зоне Суэцкого канала. Между двумя противоборствующими армиями были развернуты силы ООН по поддержанию мира.

26 марта 1979 г. Израиль и Египет подписали в Кэмп-Дэвиде (США) мирный договор, который завершил состояние войны, существовавшей между двумя странами в течение 30 лет. В соответствии с кэмп-дэвидскими соглашениями Израиль целиком возвратил Египту Синайский полуостров, а Египет признал право Израиля на существование. Два государства установили дипломатические отношения друг с другом. Соглашения в Кэмп-Дэвиде стоили Египту исключения из Организации Исламская конференция и из Лиги арабских государств, а его президенту Анвару Садату — жизни.[7]

5 июня 1982 г., усилилась напряженность в отношениях между израильтянами и палестинцами, укрывшимися на территории Ливана. Она вылилась в пятую по счету арабо-израильскую войну, в течение которой Израиль подвергал авиабомбардировкам Бейрут и районы южного Ливана, где были сосредоточены лагеря боевиков Организации освобождения Палестины (ООП). К 14 июня сухопутные войска Израиля углубились в Ливан до предместий Бейрута, который был ими окружен. После массированного артобстрела израильтянами Западного Бейрута ООП эвакуировала из города свои вооруженные формирования. Израильские войска покинули Западный Бейрут и основную часть Ливана к июню 1985 г. Под контролем Израиля оставалась лишь небольшая территория на юге Ливана. В ночь с 23 на 24 мая 2000 г. под давлением международных миротворческих организаций и учитывая мнение своих граждан, не желавших жизнями солдат расплачиваться за военное присутствие на чужой территории, Израиль полностью вывел свои войска с юга Ливана.[8]

В конце 80-х годов наметились реальные перспективы мирного выхода из затянувшегося ближневосточного конфликта. Вспыхнувшее на оккупированных территориях в декабре 1987 г. народное восстание палестинцев (интифада) вынудило израильские власти прибегнуть к поиску компромисса. 31 июля 1988 г. король Иордании Хусейн заявил о прекращении административных и иных связей своей страны с Западным берегом Иордана, в ноябре 1988 г. была провозглашена независимость государства Палестина. В сентябре 1993 г. при посредничестве США и России в Вашингтоне была подписана декларация, открывающая новые пути урегулирования кризиса. В этом документе Израиль давал согласие на организацию Палестинской национальной автономии (но не государства), а ООП признавала право Израиля на существование. В соответствии с Вашингтонской декларацией, в мае 1994 г. было подписано соглашение о постепенном введении палестинского самоуправления на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа в течение пятилетнего переходного периода (вначале в секторе Газа и городе Ариха /Иерихон/ на Западном берегу). В последующий отрезок времени территория, на которой стала осуществляться юрисдикция ПНА, постепенно расширялась. В мае 1999 г., когда истек срок временного статуса ПНА, палестинцы пытались вторично — и уже на более серьезных основаниях — провозгласить свою независимость, но были вынуждены отказаться от этого решительного шага под давлением мирового сообщества.[9]

В целом, пять арабо-израильских войн продемонстрировали, что ни одна из сторон не может нанести решительное поражение другой. Во многом это обусловливалось вовлечением сторон конфликта в глобальное противостояние времен холодной войны. Ситуация в плане урегулирования конфликта качественно изменилась с распадом СССР и исчезновением биполярного мира.

Изменения в мире привели к тому, что арабо-израильское противостояние вышло из системы глобального противостояния СССР-США. В процессе урегулирования конфликта обозначились существенные позитивные изменения, о которых, в частности, свидетельствовали палестино-израильские соглашения в Осло в 1992 г. (главный пункт которого - постепенная передача Израилем Западного берега и сектора Газа в самоуправление палестинским представителям), иордано-израильский мирный договор 1994 г., сирийско-израильские мирные переговоры 1992-1995 гг. и т.д.
В целом, конец 80-х и начало 90-х годов ознаменовались кардинальными переменами в процессе мирного урегулирования ближневосточного конфликта. «Венцом» всего процесса стало признание со стороны Израиля ООП в качестве представителя палестинского народа, а также исключение из «Палестинской хартии» пункта, отрицающего право Израиля на существование.[10]

Однако, начиная с середины 1996 г., динамика переговорного процесса и палестино-израильских отношений изменилась в худшую сторону. Это было связанно с внутриполитическими изменениями в Израиле, проблемами строительства палестинского государства. При этом кульминационным моментом данного периода стал визит в сентябре 2000 г. лидера оппозиционной правой партии Ликуд Ариэля Шарона в Иерусалим, где он сделал провокационное заявление, в котором заявил, что «будет использовать все демократические средства, что бы не допустить раздела Иерусалима», в ответ премьер-министру Израиля Эхуду Бараку, который предложил разделить Иерусалим на две части Западную - израильскую и Восточную - арабскую. С данного провокационного выступления и началась Интифада-2000, положившая начало современному ближневосточному кризису.[11]

«Камни преткновения».

Основными постоянными конфликтогенными факторами арабо-израильского противостояния по-прежнему остаются следующие вопросы:

1. Статус Иерусалима.

2. Палестинские беженцы.

3. Израильские поселения.

4. Границы.

Именно невозможность разрешения этих ключевых проблем, в силу ряда субъективных и объективных причин, и приводит перманентно к обострению ситуации в зоне конфликта.
Невозможность мирного урегулирования заключается в том, что как палестинцы, так и израильтяне выдвигают друг к другу односторонние и практически неприемлемые для реализации условия. Так, к примеру, Израиль требует от Ясира Арафата прекратить террор и нейтрализовать террористические организации, однако сохраняя политику, которая, в принципе, и порождает этот террор. В свою очередь, палестинские требования к Израилю также являются неприемлемыми, с точки зрения израильтян и их интерпретации сохранения безопасности в регионе. Требования палестинцев сводятся к:

1. отходу Израиля к границам 1967 г. (о границах 1948 г. уже не может быть и речи);
2. признанию Восточной части Иерусалима как столицы палестинского государства;
3. праву на возвращение около 4 млн беженцев на прежнее место проживания, то есть в Израиль,
4. ликвидации еврейских поселений на палестинской территории (в основном это касается восточной части Иерусалима и Восточного берега р. Иордан). [12]

Израилю, по мнению его экспертов, выполнение любого из этих требований, особенно касающихся вопроса границы и беженцев, грозит фактически утратой независимости. С такими выводами в определенной степени нельзя не согласиться. К примеру, гипотетическое возвращение почти 4 млн. палестинцев для 6 млн. Израиля, где еврейское население составляет около 83%, означает тотальное изменение этнодемографического состава населения, что неизбежно повлечет за собой политические и экономические катаклизмы. В целом проблема палестинских беженцев остается одним из основных источников напряженности в арабо-израильских отношениях.[13]

Другой болевой точкой арабо-израильских отношений является статус Иерусалима, который и стал основной причиной последней Интифады в 2000 г. Война 1967 г. (шестидневная) стоила арабам Старого города Иерусалима (Восточной арабской части), Синая, Сектора Газа, Западного берега реки Иордан (территория Иордании) и Голанских высот (на сирийско-израильской границе). В целом ключевую роль в подъеме исламских религиозно-политических организаций в регионе Ближнего Востока, в расцвете исламского терроризма сыграл захват в 1967 г. Израилем Восточного Иерусалима. При этом наиболее крупным событием в этом периоде, вызвавшем резкое недовольство всего мусульманского мира, стал поджег третьей мусульманской святыни - знаменитой мечети Аль-Акса в августе 1969 г. При подписании любых соглашений, будь то палестино-израильские соглашения в Осло 1992 г., или Кэмп-дэвидские соглашения 2000 г., вопрос о статусе Иерусалима всегда являлся ключевым и одновременно наиболее спорным. Нежелание израильтян следовать практически всем резолюциям ООН о передаче палестинцам Восточной части Иерусалима как столицы палестинского государства вызывает серьезное недовольство со стороны арабских государств и провоцирует террористическую деятельность различных исламских экстремистских организаций на территории Израиля. Свое нежелание израильские власти объясняют следующими причинами:

принципом неделимости столицы еврейского государства (в Иерусалиме находятся резиденция президента, кнессет (парламент), правительственные учреждения и т.д.)

опасением (небеспочвенным) того, что со временем Восточная часть Иерусалима превратится в центр террористической деятельности палестинских экстремистских организаций типа ХАМАС и "Исламский джихад";

- кроме того, именно на территории Восточной части города сосредоточены реликвии трех религий, в том числе и иудаизма. [14]

Что касается позиции палестинцев, то можно привести высказывание бывшего главы палестинского правительства Абу-Мазена (Махмуд Аббас):

«В Кемп-Дэвиде мы сказали им, что не согласимся на их присутствие у Западной стены. Напротив, у Стены плача (небольшой части Западной стены) вы сможете проводить свои религиозные церемонии. Мы согласились, что они могут молиться возле Западной стены, на основе решения, принятого британской комиссией Шоу от 1929 года. Комиссия постановила, что Западная стена принадлежит мусульманам, но евреям позволено молиться возле нее. Кроме того, весь восточный Иерусалим принадлежит нам. В последний день они представили свои смехотворные предложения, согласно которым мы получаем суверенитет над Храмовой Горой, а они над территорией, находящейся под Храмовой Горой. Понятно, что мы это восприняли, как шутку. Это неприемлемое и унизительное предложение, и мы его отвергли». Позиция Абу-Мазена по вопросу Иерусалима известна. Иерусалим, как и любой другой «палестинский город, оккупированный в 1967 году, и, особенно Храмовая Гора, должны принадлежать только палестинцам».[15]

Стена плача, упомянутая выше, является еще одним «камнем преткновения» в конфликте. История этого спора такова. В августе 1929г. арабы потребовали, чтобы вся Стена плача была отдана в их непосредственное пользование. Евреи отказались сделать это. 23 августа большая толпа арабов явилась к Стене плача и разогнала собравшихся там евреев. На помощь последним явилась вооруженная милиция и вступила с арабами в перестрелку, во время которой было убито и ранено более 100 человек. В ответ на это были созданы мусульманские комитеты для защиты «бурак» (так называется арабами Стена плача) от захвата. В свою очередь евреи предъявили свои требования — плакать и молиться у этой стены в Иерусалиме. Начались еврейские демонстрации, устроенные в арабских кварталах у Стены плача. В ответ на это исполком арабского палестинского конгресса устроил демонстрацию протеста, проходившую у той же Стены плача.[16]

Впоследствии опросу о статусе Храмовой горы и Станы плача был посвящен особый раздел резолюции ООН от 29 ноября 1947г. резолюция о разделе Палестины и о создании на ее территории двух государств — арабского и еврейского (параграф 13-Святые места), где говорилось следующее:

а) уже существующие права в отношении Святых мест или зданий и мест, предназначаемых для религиозных целей, не подлежат отмене и не могут быть ограничены;

б) свободный доступ к Святым местам или в здания и участки, предназначаемые для религиозных целей, и свободное отправление богослужения обеспечивают в соответствии с существующими правами при условии соблюдения требований в отношении поддержания общественного порядка и благопристойности;

в) Святые места и здания и участки, предназначенные для религиозных целей, подлежат хранению. Не разрешаются никакие действия, которые могут нарушить их священный характер.[17]

Новое обострение спора произошло в сентябре 1996 г., после открытия израильтянами туннеля, ведущего под мечеть Аль-Акса. Этим историческим туннелем-водоводом евреи пользовались еще три тысячи лет тому назад. Его водой омывались животные, приносимые в жертву в Храме Соломоновом. Но озабоченные мусульмане решили, что расчистка туннеля от завалов может привести к тому, что мечеть Аль-Акса просядет или даже вовсе рухнет, или что террористы начинят туннель динамитом и взорвут Храмовую гору. По утверждениям палестинцев, открыв туннель, израильские власти намерены не только доказать, что Аль-Акса воздвигнута на месте храма Соломона, но и, пустив туда туристов, намерены разрушить мечеть и воздвигнуть на ее месте копию Храма Соломона.[18]

Позиция евреев в данном споре сводится к следующим высказываниям: «Храмовая гора была, есть и всегда будет самым святым местом для еврейского народа. Даже после разрушения Храма наше присутствие на Храмовой горе не прерывалось почти пятнадцать веков».[19]

«Арабы живут на 99,9% территории Ближнего Востока. Израиль занимает площадь, равную 0,1% площади региона. Данный факт не дает покоя его арабским соседям. И сколько бы земли ни уступили израильтяне, арабам будет мало. Что касается святых мест ислама в Иерусалиме, то таковые отсутствуют. В Коране, сотни раз упоминающем Мекку и сотни тысяч — Медину, нет ни слова об Иерусалиме. Причина вполне понятна — пророк Мухаммед никогда не бывал в этом городе. Так каким же образом Иерусалим вышел на третье место в мире по наполненности мусульманскими святынями? Сыновья ислама цитируют туманную суру семнадцатую Корана— «Ночное путешествие». В своих видениях Мухаммед отправился ночью «…из одного божественного храма в иной благословенный храм святой». То есть, говорят мусульмане, из Мекки в Иерусалим. Миф, фантастика, навязчивая идея выдать желаемое за действительное. А евреи просто и неопровержимо выстраивают свое иерусалимское древо, уходящее корнями к Аврааму». [20]

Ни по одному из спорных вопросов между Израилем и ПА до сих пор не достигнуто согласия.

Современная ситуация.

В настоящее время на территории конфликта продолжается палестинская Интифада, начавшаяся в 2000г. Сегодня участников политического процесса в ПА можно так же, как и в Израиле, поделить на два лагеря:

1. сторонников восстановления процесса мирного урегулирования конфликта, формирования государства Палестина в рамках установленных международными договорами условий, установления приемлемых отношений с Израилем;

2. непримиримых противников любых переговоров с Израилем (или Палестиной), сторонников продолжения борьбы вплоть до полного уничтожения противника.

В настоящее время, благодаря агрессивной и бескомпромиссной политике правительства А.Шарона, произошла резкая радикализация палестинского общества, что в конечном итоге привело к существенному изменению в раскладе политических сил в ПА. Роль Ясира Арафата, еще несколько лет назад обладавшего полновесной властью, сегодня сведена до минимума, в то время как влияние и поддержка со стороны населения ПА экстремистских организаций возросла практически до абсолютных величин. Как свидетельствуют данные статистических опросов, действия ХАМАСа сегодня значительно популярнее среди палестинцев, чем официальная политика Арафата. Так, если в сентябре 2000 г. ХАМАС поддерживало 23% палестинцев, то в октябре 2001 г. - уже 31%, число же сторонников ФАТХа (организация подконтрольная Арафату) уменьшилось за этот же период с 33% до 20%.[21]

За последний год возросло число терактов, совершенных палестинскими экстремистскими организациями. В ответ на них Израиль проводит свои военные операции и подвергает блокаде палестинские территории. Израильские спецслужбы ведут беспощадную войну против лидеров террористических организаций. А число жертв все возрастает, причем среди них все больше тех, кто просто оказался рядом в момент теракта или операции возмездия.

Например, израильский вертолет выпускает две ракеты по автомобилю, ехавшему по улицам Газы. Погибли высокопоставленный деятель террористической группировки «Хамас», его жена и двое детей. Когда журналисты спросили у одного из руководителей израильской Общей службы безопасности (ШАБАК), как такое могло произойти, он ответил: «Техническая накладка». Агент, житель Газы, который навел израильский вертолет на цель, не успел сообщить по мобильному телефону, что в машине находятся женщина и дети.[22]

Что касается ситуации в противоборствующих лагерях, то в последнее время в каждом из них наблюдается некое подобие раскола. Среди израильтян набирает силу оппозиция, работа которой уже вылилась в появление Женевского соглашения, которое будет обнародовано 20 ноября этого года и предполагает многие уступки, на которые не хочет пойти Шарон. Оппозиция считает политику Шарона слишком радикальной. Есть еще одна группа недовольных политикой Шарона – те, кто считает ее слишком мягкой, предающей интересы Израиля и ставит в вину премьер-министру появление Женевского соглашения. Эта группа имеет претензии к следующим шагам Шарона и его правительства:

1. Принятие министерством внутренних дел постановлений, фактически способствующих получению гражданства Израиля ещё большим количеством неевреев.

2. Принятие правительством плана «Карта дорог», фактически очередной модификации провалившихся соглашений, которые довели страну до террористической войны.

3. Арест группы еврейских поселенцев, обвиняемых в членстве в подготовке терактов против арабов. Большинство обвинений не удалось доказать, остальные базируются на более, чем сомнительных доказательствах.

4. Ведение переговоров между Израилем и террористической организацией Хезболла об обмене похищенного израильского гражданина и тел 3-х израильских солдат, на более чем 400 арабских террористов, руки которых по локоть в еврейской крови, сидящих в израильских тюрьмах.

5. Подготовка «альтернативного Женевскому соглашению» плана окончательного мирного урегулирования между Израилем и палестинцами. В соответствии с этим планом, снова подтверждается направление на создание на Земле Израиля «Палестинского государства». Первоначально такое государство должно быть создано на территории сектора Газы, что означает вывод оттуда израильских войск и демонтаж всех находящихся там еврейских поселений.[23]

Характерный пример раскола в израильском лагере – «пилоты-отказники».

25 сентября группа из 27 летчиков израильских ВВС направила командованию письмо с заявлением об отказе от участия в операциях на территории автономии. Приказы бомбить жилые кварталы только потому, что там могут скрываться террористы, называются в письме преступными и аморальными. Президент Израиля Моше Кацав осудил действия пилотов. По словам Кацава, письмо пилотов с отказом выполнять приказы затрагивает не только моральные, но и политические вопросы. Главком ВВС Израиля Дан Халуц подписал постановление об отстранении девяти действующих из 27 пилотов, подписавших письмо с отказом выполнять боевые операции.[24] «Мы, пилоты-ветераны и действующие летчики, отслужившие и продолжающие служить государству Израиль много недель в году, отказываемся выполнять незаконные и аморальные приказы наподобие тех, что выполняют израильские солдаты на палестинских территориях. Мы не собираемся участвовать в операциях ВВС, проводимых в гражданских населенных пунктах», - было написано в послании.[25] Израильский министр обороны Шауль Мофаз объявил, что те из подписавших письмо пилотов, которые выразят сожаление о содеянном, не будут наказаны в уставном порядке. По его словам, каждый пилот будет вызван для беседы и те, кто раскается, будет прощен. [26]

Таким образом, положение израильского правительства остается сегодня достаточно сложным. Ситуация усугубляется отношением ООН к проводимым израильтянами мероприятиям.

ООН ежегодно принимает полтора-два десятка антиизраильских резолюций, в поддержку которых автоматически голосует подавляющее большинство ее членов. В Совете Безопасности единственным стражем израильских интересов являются США, использующие при необходимости принадлежащее им право вето. Любой предложенный проект резолюции по арабо-израильскому конфликту получает в ООН от 105 до 160 голосов. «Против» голосуют, как правило, США, Микронезия, Маршалловы Острова и еще одно-два государства. Число воздержавшихся колеблется в разных случаях от трех до шестидесяти государств.[27]

Поддержка Израиля США объясняется многими причинами. Основной движущий фактор в политике Буша и его команды, – это люди, которые понимают долгосрочные интересы Америки. А этим интересам противоречит ослабление Израиля. Если Израиль будет допускать серьезные территориальные уступки, то он станет страной, которая не сможет себя защитить. Израиль – это единственный оплот американской позиции на Ближнем Востоке.[28]

Израиль – Союзник США в борьбе с международным терроризмом, который представлен преимущественно арабскими организациями в странах, расположенных по соседству с Израилем.

Наконец, самая большая часть еврейского народа сегодня проживает в США, причем ее представители занимают многие ключевые посты в бизнесе и политике. И пока будет возможность, они будут поддерживать государство Израиль и своих соотечественников.

В отношениях израильской стороны к противнику тоже наблюдается раскол. Лидер оппозиционной израильской партии «Авода» Шимон Перес призвал к созданию палестинского государства, выступая на митинге, посвященном восьмой годовщине со дня гибели бывшего премьер-министра Израиля Ицхака Рабина.[29] И.Дацковский, член движения «Профессора за сильный Израиль», в своей статье демонстрирует противоположную позицию: «Если в вашу частную, купленную квартиру врывается бандит и заявляет, что эта квартира принадлежит ему, захватывает одну из комнат, террозирует вас, не дает жить, непрерывно угрожает вашей жизни в квартире, периодически убивает членов вашей семьи и требует сначала признать его права на захваченную комнату и вести с ним переговоры о «мире», который нужен ему для подготовки к захвату всей вашей квартиры, то нельзя сказать, что у вас с этим бандитом конфликт. Такое называется агрессией, бандитизмом. И не нужно вести с захватчиком переговоры о «мире», усиливать «взаимное доверие», делать «жесты доброй воли», не нужно вникать в его проблемы и «справедливые требования» (а может быть, ему действительно негде жить?), а нужно просто силой решить проблему или капитулировать перед агрессором». [30]

Той же позиции придерживается министр национальной инфраструктуры, лидер партии «Наш дом Израиль» Авигдор Либерман: правительство обязано объявить палестинскую автономию гнездом терроризма, расчленить ее на отдельные части и уничтожить всю инфраструктуру террора, включая все отделения так называемой «палестинской полиции» и штабы «сил безопасности».[31]

Есть и промежуточная позиция. Юрий Штерн, заместитель министра в Министерстве главы правительства Израиля: «Я считаю, что должна быть палестинская автономия, которая не должна иметь никаких собственных сил безопасности или армии и не должна иметь внешних границ. То, что существует сейчас, нас в принципе устраивает, исключая палестинские силы безопасности. Мы обязаны убрать Арафата, что не означает, конечно, его физическое устранение. Его руководство палестинцами никогда не приведет ни к чему хорошему. Палестинцы от этого только проигрывают. Кто бы ни стал его преемником, он будет менее опасен, чем Арафат. Если это откровенный бандит, может, с ним будет даже легче справиться».[32]

Почему же израильская сторона в большинстве своем не приемлет создание Палестинского государства или даже существование вооруженной палестинской автономии? Израиль считает основной угрозой для себя численное превосходство арабских людских ресурсов и малые размеры территории своего государства. Недостаток глубины территории делает Израиль уязвимым в случае неожиданного нападения противника. К тому же 80% его населения и промышленности сконцентрированы в узкой полосе протяженностью 90 км и местами шириной всего 50 км, что дает возможность их уничтожения одним ударом. Неравенство с арабами в людских ресурсах вынуждает Израиль держать большую часть своих вооруженных сил в резерве — 365 тыс. чел. и в действующей армии — 134 тыс. чел. Для того чтобы выдержать наступление превосходящих сил противника, Израиль должен мобилизовать большую часть населения в действующую армию. Это может вызвать значительные трудности в экономике страны, вплоть до паралича промышленности и торговли. Поэтому Израиль опасается затяжной войны. К тому же израильтяне из-за своей малочисленности весьма чувствительны к военным потерям.[33]

Теперь о ситуации в палестинском лагере. Здесь тоже далеко не все однозначно. Как уже было сказано, среди палестинцев наблюдается два течения: за борьбу и уничтожения Израиля и за мирное урегулирование конфликта. Борьба между этими силами явно не способствует конструктивной работе палестинской администрации.

Что касается роли Арафата, то каждая из упомянутых сил обвиняет его соответственно в нерешительности и миролюбии или в радикализме и нежелании разрешить конфликт.

6 сентября ушло в отставку палестинское правительство во главе с Махмудом Абассом (Абу Мазен). Решение об отставке Абу Мазен принял, когда понял, что не менее 55 депутатов законодательного совета из 84 готовы вынести вотум недоверия его правительству. Ряд видных палестинских функционеров пытались уговорить премьера остаться на своем посту. Но тот на уговоры не поддался, заявив, что «не видит возможности договориться с Арафатом о разумном распределении полномочий и что ситуация полностью тупиковая». Комментируя отставку Абу Мазена, палестинские СМИ подчеркивают, что она не вызвала особого удивления. Не следует забывать, что с первых его шагов в качестве главы правительства Арафат не прекращал попыток максимально ослабить и без того шаткие позиции премьера. [34]

Считается, что Арафат находился в противостоянии с Абассом, результатом которого и стала отставка последнего, Считается также, что Арафат стремится сохранить единоличный контроль над ПНА и все решения принимать сам. Между тем, в мировом сообществе появилось мнение, что Арафат уже не справляется с ситуацией и мешает процессу мирного урегулирования.

При формировании нового правительства Арафат попытался включить в него все те силы, которые, как он думает, он сможет контролировать. Даже допускал возможность включения в состав нового палестинского правительства представителей радикальной организации "Хамас". «Мы бы хотели, чтобы в палестинском правительстве были представлены все политические силы. Так что правительство открыто для всех, кто готов действовать во имя палестинского народа и мира в регионе», - сказал палестинский лидер. [35] По-видимому, Арафат не учел заявления руководства «Хамас», сделанное ранее: «Движение ХАМАС не входило ни в одно из предыдущих палестинских правительств и не войдет в новое». [36]

Новый глава правительства – Ахмед Куреи, в составе правительства, помимо него, - 7 человек. Правительство названо «чрезвычайным». Кроме того, Ясир Арафат ввел на территории автономии чрезвычайное положение. [37] Буквально сразу же Куреи оказался в той же ситуации, что и Абасс. 10 октября Куреи попросил Арафата освободить его от должности главы кабинета министров. Среди проблем, с которыми столкнулся новый премьер, - неспособность парламента утвердить его на этой должности и битва за власть с Ясиром Арафатом. [38] Разногласия удалось временно разрешить, и Куреи остался на своем посту. 28 октября Арафат поручил ему сформировать новое правительство. Сделать это Куреи должен был в кротчайшие сроки, так как срок полномочий «чрезвычайного кабинета» истекал на следующей неделе. Некоторые палестинские наблюдатели сомневались в том, что Куреи согласится формировать новый кабинет. Они указывали на непрекращающиеся споры между Куреи и Арафатом. Но Куреи принял предложение Арафата.[39] Однако через неделю сам же Арафат спровоцировал задержку в формировании нового кабинета министров, опротестовав выбор кандидатуры министра внутренних дел. Куреи встретился с Арафатом во вторник, но не смог разрешить их разногласия.[40]

Сейчас Куреи все еще находится на посту премьер-министра, но споры между ним и Арафатом не прекращаются. А пока Арафат занят этими спорами, процесс мирного урегулирования фактически стоит на месте, а теракты палестинских экстремистов продолжаются, как и ответные израильские операции.

Несмотря на кризис в палестинском руководстве, популярность Ясира Арафата среди населения автономии достигла пика за последние 5 лет. Около 50% палестинцев поддерживают проводимую им политику. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного палестинским центром изучения общественного мнения. Хотя опрос показал довольно странные результаты: 85% палестинцев считают необходимым договориться с Израилем о прекращении огня, и вместе с этим 75% опрошенных одобрили теракт, совершенный в начале октября в Хайфе.[41]

Тем более странными выглядят результаты этого опроса на фоне обвинений Арафата в присвоении государственных денег. Аудиторская проверка ПА выявила, что Арафат перевел $900 млн. из государственных средств на принадлежащий ему банковский счет. Большая часть этих денег, являющихся доходами бюджета, была вложена в 69 торговых предприятий в Палестине и за рубежом.[42] Противники Арафата утверждают, что палестинская администрация погрязла в коррупции. «В то время, когда палестинский народ голодает, а университеты находятся в состоянии банкротства, палестинская администрация переводит такие суммы!» - возмущается Абдул Джаван Салех, член палестинского законодательного совета.[43]

Обвинения в адрес Арафата не прекращаются. Обе стороны конфликта, похоже, считают, что его пора убрать. Израиль говорит, что именно подконтрольные Арафату террористические организации – «Танзим», «Батальоны мучеников Аль-Аксы» и другие - сорвали прекращение огня, которое удалось добиться при американском участии после июньского саммита в Акабе. Даже ХАМАС и другие организации исламистов проявили в данном случае большую сдержанность, чем сторонники Арафата. Именно их активность побудила ХАМАС и «Исламский джихад» возобновить террористические действия в прежнем масштабе. Без устранения Арафата как символа этой вседозволенности трудно рассчитывать на то, что палестинцы смогут осознать такие элементарные вещи, как опасность террора, неприемлемость пропаганды насилия, обязательность политических договоренностей и т.п. [44] Арафат серьезно опасается за свою жизнь – в обоих лагерях найдутся люди, которым он мешает настолько, чтобы физически устранить его. И хотя Израиль требует только депортации Арафата и заявляет, что убивать его не собирается, в первой половине октября в прессе было полно сообщений о покушении на Арафата. Палестинская администрация опровергла эти сообщения. Сам Арафат, несмотря на сложившуюся ситуацию, уезжать никуда не собирается. «Палестинский народ избрал меня своим лидером, президентом автономии. Я никогда не откажусь от своего права жить на родине и бороться за законные права своего народа. Мы готовы к перемирию, причем все последние десять лет. Мы и сейчас хотим заключить с Израилем соглашение о полном прекращении огня»[45], - заявил он.

Сейчас ситуация в Палестине по-прежнему сложная. Израиль возводит Стену безопасности, оккупирует палестинские территории, разрушает здания, убивает людей (далеко не всегда террористов). Палестинцы не складывают оружие – теракт в Хайфе, самый крупный за последнее время, унес жизни 19 человек. Переговоры постоянно срываются, стороны слишком нетерпимы друг к другу. Посредничество и помощь других стран могут быть эффективны лишь в том случае, если стороны прислушаются к их рекомендациям.

Попытки разрешения конфликта.

Одной из первых попыток разрешения арабо-израильского конфликта стал созыв 30 октября 1991г. в Мадриде за инициативой США и СССР Ближневосточной мирной конференции. На конференцию приглашались правительства Израиля, Сирии, Ливана, Иордании. Палестинцы приглашались в рамках объединенной Иорданно-палестинской делегации. Конференция работала всего 3 дня, впервые за столом переговоров встретились все стороны конфликта. Конференция дала значительный толчок переговорному процессу на Ближнем Востоке.

В 1992г. сложилась благоприятная ситуация для мирного процесса - на парламентских выборах в Израиле победила партия «Авода» (Партия труда), выдвинувшая в качестве национального приоритета идею мира с арабами. Начинается признание израильской стороной ООП как единственного представителя палестинского народа. Первое соглашение, которое удалось подписать в рамках ближневосточного мирного процесса, стала палестино-израильская Декларация о принципах. Декларация была подписана 13 сентября 1993г. в Вашингтоне министром иностранных дел Израиля Шимоном Пересом и членом исполкома ООП Махмудом Аббасом. Свидетелями выступили США и Россия. Логичным продолжением Декларации о принципах было создание Палестинской автономии. 4 мая 1994г. в Каире представители ООП и Израиля подписали соглашение, за которым в Секторе Газа и Иерихоне вводился режим автономии. Соглашение предусматривало выведение израильских войск с указанных территорий в трехнедельный период, создание Палестинского Совета. 28 сентября 1995г. в Вашингтоне подписано Временное соглашение между ООП и Израилем про распространение власти Палестинской автономии на Западный берег и Сектор Газа. Палестинцы старше 18 получили право принимать участие в выборах местной администрации которые должны были быть проведены 20 января 1996г..

Убийство Ицхака Рабина 4 ноября 1995г. привело к новым парламентским выборам в Израиле. Для многих это стало шоком, когда на выбрах, которые состоялись 29 мая 1996г., победил Нетаньяху, противник установления палестинского государства. В первые годы премьерства Нетаньяху мирный процесс испытал много задержек. 15 января 1997г. было подписано новое соглашение про постепенную передачу под палестинский контроль города Хеброн. Однако ситуация обострилась уже в весной 1997г., когда Израиль огласил про строительство еврейского квартала в Восточном Иерусалиме. Реакцией арабских террористов стали новые теракты.

1999г. принес изменения в ближневосточный мирный. На досрочных выборах в парламент в Израиле 17 мая 1999г., победила партия Эхуда Барака, с которым многие связывали надежды на ускорение мирного процесса. 4 сентября 1999г. в египетском городке Шарм аль-Шейх между Израилем и ООП было подписано новое соглашение. В соответствии с соглашением, 13 сентября 1999г. снова открылись переговоры про постоянный статус, которые были прерваны в мае 1996г. Переговоры велись по основным наиболее сложным и спорным вопросам, а именно:

1. Статуса Иерусалима.

2. Палестинских беженцев.

3. Израильских поселений.

4. Мер безопасности.

5. Границ.

В начале июля 2000г. президент США Билл Клинтон предложил провести решающий трехсторонний саммит. Вероятность успеха саммита аналитиками оценивалась как минимальная, т.к. все еще оставались нерешенными самые сложные вопросы, такие как статус Иерусалима, будущее еврейских поселений, граница, судьба палестинских беженцев. Однако саммит все-таки состоялся 11 июля. Переговоры застряли на выборе схемы передачи земель палестинцам. Барак был готов согласиться с тем, что им отойдет до 80-90% территорий Западного Берега, но настаивал на том, что несколько крупных еврейских поселений там останутся. Арафат соглашался, но взамен требовал передать палестинцам часть собственно израильской земли. Израильская делегация была с этим категорически не согласна. 25 июля в прессу поступило официальное заявление о том, что саммит закончился безрезультатно.

Мирный процесс 1991-2000гг. закончился с началом палестинской Интифады 2000года. С этого времени обе стороны отказывались вести переговоры, а если кто-то и соглашался, то переговоры срывались. Подписание мирных соглашений делали невозможным теракты палестинских экстремистов и операции израильской армии.

В декабре 2001года была предпринята попытка организовать встречу лидеров конфликтующих сторон под эгидой ЕС. Попытка европейцев помирить израильтян с палестинцами завершилась провалом. Встреча Ариэля Шарона с Ясиром Арафатом не состоялась. Израильский премьер заявил, что вообще не будет встречаться с палестинским лидером. [46]

Роль ООН как международной организации, которая могла бы помочь в разрешении конфликта, сводилась к принятию резолюций, которые Израиль часто игнорировал, впрочем, как и Палестина. Во многих случаях антиизраильские резолюции ООН из года в год воспроизводили одни и те же формулировки.

Газета «Гаарец» привела список резолюций ООН по Ближнему Востоку, принятых в одном лишь 2002 году.

...о дальнейшей работе Комиссии ООН по реализации неотъемлемых прав палестинского народа;
...о дальнейшей работе Палестинского отдела в Секретариате ООН;
...о дальнейшей реализации специальной пропагандистской программы ООН по проблеме Палестины;
...о мирном решении проблемы Палестины;
...в осуждение государств, которые перевели свои посольства в Израиле в Иерусалим;
...в поддержку требования о возвращении Голанских высот Сирии и об отводе израильских войск к пограничной линии 4 июня 1967 года;
...в осуждение израильского решения об аннексии Голанских высот (1981);
...о дальнейшей работе Комиссии ООН по расследованию действий Израиля на оккупированных территориях;
...в осуждение израильской поселенческой деятельности на оккупированных палестинских территориях, в Восточном Иерусалиме и на Голанских высотах;
...о необходимости прекращения израильских действий, нарушающих права человека на оккупированных территориях;
...о дальнейшей деятельности Агентства ООН по оказанию помощи и трудоустройству палестинских беженцев (UNRWA);
...о праве палестинских беженцев на экономические дивиденды оставленного ими имущества;
...о праве палестинских беженцев 1967 года вернуться в свои дома;
...в осуждение помех, чинимых Израилем агентству UNRWA.[47]

В этом году Палестина снова несколько раз обращалась в ОНН. Нынешний спор, который ПА надеется урегулировать с помощью ООН, касается строительства Израилем стены безопасности. После расследования данной ситуации специальный наблюдатель ООН по правам человека на палестинских территориях Джон Дугард подготовил отчет, в котором утверждается, что в ходе строительства укрепленной защитной стены на границе с ПА Израиль аннексирует значительные палестинские территории на Западном берегу. «Имеющиеся сведения не позволяют усомнится, что Израиль осуществляет строительство на незаконно аннексированных территориях, - говорится в этом отчете. - Подобная аннексия территорий рассматривается международным законодательством как незаконный захват земель».[48] 1 октября ООН в своем докладе по правам человека призвала правительства стран мира осудить Израиль за строительство стены.

В самом Израиле отношение к стене неоднозначное. Многие говорят, что стена еще больше осложнит отношения с палестинцами, другие - те, кто поддерживают правительство, - считают, что барьер решит проблему с обеспеченьем безопасности в Израиле.[49]

22 октября США, Израиль, Маршалловы острова и Микронезия проголосовали против резолюции с осуждением строительства Израилем так называемой разделительной стены на оккупированных палестинских территориях. В поддержку резолюции высказались 144 государства, включая Россию, воздержались 12 стран. ООН также призвала израильтян и палестинцев выполнять свои обязательства по «дорожной карте» - мирному плану урегулирования ближневосточного конфликта, разработанному Россией, США, ООН и ЕС. В резолюции к палестинским властям обращен призыв предпринять «заметные усилия по аресту, срыву и ограничению действий отдельных лиц и групп, осуществляющих и планирующих акты насилия», а к Израилю – «не предпринимать каких-либо действий, подрывающих доверие, включая депортации, нападения на мирных жителей и внесудебные расправы».[50]

В тот же день власти Израиля пообещали продолжить возведение на Западном берегу заградительной стены, несмотря на резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН. Как заявил вице-премьер Израиля Эхуд Олмерт, Израиль намерен продолжать строительство заграждения для обеспечения безопасности своих граждан.[51]

Несмотря на споры и проблемы, возникающие в ходе попыток урегулирования конфликта, все же имеются некоторые положительные результаты. Стороны готовы идти на пусть небольшие, но уступки. С 24 сентября Израиль разрешил въезд на свою территорию 15,5 тыс. палестинских рабочих и 5000 торговцев и бизнесменов. Одновременно 2000 палестинских христиан смогут посещать город Вифлеем на Западном берегу Иордана. [52] Арафат подтвердил готовность заключить с Израилем соглашение о полном прекращении огня: «Мы готовы к перемирию, причем все последние десять лет. Мы и сейчас хотим заключить с Израилем соглашение о полном прекращении огня. Однако нам не обойтись без международных наблюдателей, которые следили бы за соблюдением такого соглашения».[53]

Россия, ЕС и США предложили сторонам разработанный ими план урешулирования конфликта «Дорожная карта». Согласно «Дорожной карте», процесс поэтапного урегулирования ближневосточного конфликта должен завершиться к 2005 году созданием независимого палестинского государства.

Премьер-министр Палестинской автономии Ахмед Куреи (Абу Ала) выразил готовность начать переговоры с Израилем о реализации плана мирного урегулирования «Дорожная карта». В интервью израильской газете Ma'ariv глава «чрезвычайного переходного правительства» автономии призвал Израиль дать шанс палестинскому руководству «предотвратить дальнейшую эскалацию насилия на палестинских территориях». «Мы готовы выполнять наши обязательства по плану палестино-израильского урегулирования, если Израиль также будет придерживаться своих обязательств», - подчеркнул Ахмед Куреи. [54]

Шарон готов заявить о согласии на создание палестинского государства к концу 2004 года - сначала в секторе Газа, откуда будут выведены израильские войска и демонтированы еврейские поселения. Разумеется, это произойдет лишь в том случае, если власти автономии выполнят ряд условий. Разоружат террористические организации и арестуют их лидеров, а также пресекут враждебную деятельность против еврейского государства. [55] Ариэль Шарон заявил, что его страна пойдет на реализацию плана «дорожная карта» лишь после смены палестинского руководства. «Я верю: возникнет палестинское руководство, которое будет бороться с террором, которое выступит против насилия и подстрекательства», - сказал премьер. «Как только это произойдет, палестинцы найдут в нашем лице самого серьезного партнера, и мы вместе реализуем план «дорожная карта», - сказал Шарон. «Если мы убедимся, что палестинцы действительно стремятся к миру, мы готовы на большие уступки», - подчеркнул Шарон [56]

Подобные заявления дают возможность надеяться, что мирный процесс в Палестине наконец-то возобновится. С другой стороны, в то же самое время, когда делались эти миролюбивые заявления, было организовано несколько терактов со стороны палестинцев, а Израиль объявил мобилизацию резервистов и продолжил высылать родственников террористов. К этому же времени относится и израильский рейд в Рафахе – погибло 11 палестинцев. В ответ палестинцы заявили, что будут бороться с Израилем любыми методами и убили троих израильских солдат. ВВС Израиля нанесли ракетный удар по сектору Газа – погибло 13 человек. В Газе израильтяне взорвали 3 высотных здания и убили 4 палестинцев. Подобные события сопровождали и все прошлые «мирные»инициативы сторон. Вряд ли после этого кто-то захочет подписывать мирные соглашения.

Еще одну попытку мирного урегулирования сделала израильская оппозиция. Вместе с умеренно настроенными представителями ПА было разработано Женевское соглашение - секретный план мирного урегулирования на Ближнем Востоке. Этот 60-страничный документ два года готовили в глубокой тайне при поддержке Швейцарии. Презентация документа была назначена на 4 ноября, но стало известно, что торжества перенесены на 20 ноября.

Известно, что Женевские соглашения решают все болезненные вопросы, связанные с ближневосточным конфликтом. Детально прописаны границы будущего палестинского государства. Но нынешнее правительство Израиля раскритиковало договоренности. Премьер Шарон назвал их «опасными». С критикой на Швейцарию обрушилось и окружение американского президента Джорджа Буша. По мнению советника министра обороны США Ричарда Перла, нельзя поддерживать «кучку лиц, оппозиционных законному правительству».[57]

Еще одна попытка мирного урегулирования: радикальное палестинское движение ХАМАС согласилось заключить с Израилем новое соглашение о прекращении огня. ХАМАС готово публично объявить о перемирии, «если Израиль возьмет на себя обязательство прекратить все виды агрессии против палестинского народа». [58]

Кроме того, согласно сообщениям палестинских источников, в ближайшем будущем состоится встреча между премьер-министром Палестинской автономии Ахмедом Куреи и министром обороны Израиля Шаулем Мофазом. Однако палестино-израильские переговоры начнутся лишь в том случае, если Палестинский законодательный совет утвердит новый состав кабинета министров Куреи. В ходе ожидаемых переговоров палестинская сторона планирует передать Израилю план по обеспечению безопасности на палестинских территориях, а также потребовать вывода войск Армии обороны Израиля из палестинских городов.

Президент Палестинской автономии Ясир Арафат в свою очередь дал полное согласие на возобновление переговоров после снятия Израилем ряда ограничений на посещения своей территории жителями автономии. [59]

Таким образом, попытки разрешения конфликта все же предпринимаются, несмотря на сложную обстановку на территории Палестины. Правда, до сих пор такие попытки не давали никаких результатов. Это понятно – стороны продолжают настаивать на основных своих требованиях, готовы идти на уступки в мелочах, – но не в главном. Пока сохраняется такая ситуация, будут сохраняться и все существующие проблемы. Арабо-израильский конфликт длится уже долго и сегодняшняя ситуация не позволяет надеяться на его быстрое разрешение – слишком много интересов сплетается на небольшой палестинской территории.


[1] Заяц Д.В. Из истории арабо-израильского конфликта. Газета «1 сентября», приложение «География», №30, 2000г.

http://africana.ru/lands/Egypt/frame/arabsko_izrail%27sky.htm.

[2] там же.

[3] Тукумов Е. Арабо-израильский конфликт и исламский экстремизм.

http://www.kisi.kz/Parts/NatSec/Tukumov.html. 11.12.2002г.

[4] Заяц Д.В. Из истории арабо-израильского конфликта. Газета «1 сентября», приложение«География», №30, 2000 г.

http://africana.ru/lands/Egypt/frame/arabsko_izrail%27sky.htm.

[5] там же.

[6] там же.

[7] Заяц Д.В. Из истории арабо-израильского конфликта. Газета «1 сентября», приложение«География», №30, 2000 г.

http://africana.ru/lands/Egypt/frame/arabsko_izrail%27sky.htm.

[8] там же.

[9] там же.

[10] Тукумов Е. Арабо-израильский конфликт и исламский экстремизм.

http://www.kisi.kz/Parts/NatSec/Tukumov.html. 11.12.2002г.

[11] там же.

[12] там же.

[13] Тукумов Е. Арабо-израильский конфликт и исламский экстремизм.

http://www.kisi.kz/Parts/NatSec/Tukumov.html. 11.12.2002г.

[14] там же.

[15] Храмовая Гора должна принадлежать только палестинцам. Институт МЕМРИ.

http://migdal.ru/article.php?artid=2330. 24.05.2003г.

[16]Ермаков И. Арабо-израильский конфликт в его религиозном аспекте.

История отношений между арабами и евреями Палестины. http://voskres.orthodoxy.ru/info/ermakov.htm

[17] там же.

[18] там же.

[19] Шустеф Б.Иерусалим и Храмовая гора (забытые факты). http://migdal.ru/article.php?artid=2733. 7.08.2003г.

[20] Опять кровопролитие. (по статье Дж.Фара). http://www.beytenu.aha.ru/conflict.htm

[21]Тукумов Е. Арабо-израильский конфликт и исламский экстремизм. http://www.kisi.kz/Parts/NatSec/Tukumov.html. 11.12.2002г.

[22] Ханелес В. Свои среди чужих.

http://migdal.ru/ php?artid=248016.06.2003article

[23] Шифман Ф.Ожерелье-удавка на шее еврейского государства.

http://rjews.net/maof/article.php3?id=3804&type=s&sid=10. 23.10.2003г.

[24] www.rambler.ru. Лента новостей 25.09.2003г.

[25] www.rambler.ru. Лента новостей 26.09.2003г

[26] www.rambler.ru. Лента новостей 29.09.2003г

[27] Конторер Д. ООН и израильский вопрос. http://migdal.ru/index.php?topic_id=4 1.09.2003г.

[28] Панкратьев П. Некоторые проблемы безопасности на Ближнем Востоке.

http://vostok-ir.narod.ru/pank.htm

[29] www.rambler.ru. Лента новостей 2.11.2003г

[30] Дацковский И. Пять уровней «конфликта».

http://rjews.net/maof/article.php3?id=3804&type=s&sid=10.9.10.2003г.

[31] Либерман А. Автономия должна быть разрушена.

http://www.beytenu.aha.ru/conflict.htm.

[32] Штерн Ю. С палестинцами можно договориться, дав им сильно по рукам. Интервью газете «Форвартс».

http://www.beytenu.aha.ru/conflict.htm

[33] Панкратьев П. Некоторые проблемы безопасности на Ближнем Востоке.

http://vostok-ir.narod.ru/pank.htm

[34] Терехов А., Капитонов К. Махмуд ушел - Ахмед остался. Мирный процесс на Ближнем Востоке сорван. www.ng.ru

[35] www.rambler.ru. Лента новостей 1.10.2003г

[36] www.rambler.ru. Лента новостей 21.09.2003г

[37] www.rambler.ru. Лента новостей 6.10.2003г

[38] www.rambler.ru. Лента новостей 10.10.2003г

[39] www.rambler.ru. Лента новостей 28.10.2003г

[40] www.rambler.ru. Лента новостей 5.11.2003г

[41] www.rambler.ru. Лента новостей 17.10.2003г

[42] www.rambler.ru. Лента новостей 21.09.2003г

[43] www.rambler.ru. Лента новостей 26.09.2003г

[44] Конторер Д. Над пропастью во лжи. www.rambler.ru. Лента новостей.29.09.2003г.

[45] www.rambler.ru. Лента новостей 1.10.2003г

[46] www.rambler.ru. Лента новостей 16.12.2001г

[47] Конторер Д. ООН и израильский вопрос. http://migdal.ru/index.php?topic_id=4. 1.09.2003г.

[48] www.rambler.ru. Лента новостей 30.09.2003г

[49] www.rambler.ru. Лента новостей 1.10.2003г

[50] www.rambler.ru. Лента новостей 22.10.2003г

[51] там же.

[52] www.rambler.ru. Лента новостей 24.09.2003г

[53] www.rambler.ru. Лента новостей 1.10.2003г

[54] www.rambler.ru. Лента новостей 8.10.2003г

[55] www.rambler.ru. Лента новостей 24.10.2003г

[56] www.rambler.ru. Лента новостей 3.11.2003г

[57] www.rambler.ru. Лента новостей 4.11.2003г

[58] там же.

[59] www.rambler.ru. Лента новостей 3.11.2003г

Автор: Ксения Чепикова, 2003 г.

Главная | Разное | Форум | Контакты | Доклады | Книги | Фильмы | Источники | Журнал |

Макарцев Юрий © 2007. Все права защищены
Все предложения и замечания по адресу: webmaster@historichka.ru