Главная Форум Доклады Книги Источники Фильмы Журнал Разное Обратная связь

Другие проекты

Учителю истории


Дальневосточная республика

Оглавление:

Введение

1.Образование ДВР

2. Центральные органы управления:

2.1. Учредительное собрание: состав, деятельность, принятие Конституции.

2.2. Правительство: состав, деятельность.

2.3. Совет Министров: состав, компетенция.

3. Местные органы управления

4. Вооруженные силы и правоохранительные органы:

4.1. Правоохранительные органы.

4.2. Вооруженные силы.

Заключение

Список литературы

Введение

История Дальневосточной республики представляет большой интерес. Дальний Восток России во время установления советской власти в России был единственным регионом, который хотя бы на время сумел избежать советизации и предпринял свою, отличную от остальной территории России, попытку развития.

И сейчас, через много лет, тема эта продолжает оставаться актуальной. Довольно долгое время после развала СССР существовали идеи об отделении Дальнего Востока, создании самостоятельного государства. Трудно сказать, насколько эти идеи были реально обоснованы и осуществимы, но уже само их появление привлекает внимание. Даже если допустить, что создание самостоятельного дальневосточного государства было осуществимо, возникает вопрос о том, как бы оно существовало. Те, кто знаком с историей ДВР, могут предположить, как трудно будет выжить подобному государству. Те трудности, которые возникли в 20-х годах на Дальнем Востоке, вполне могли бы повториться. С другой стороны, приводилось достаточно аргументов и в поддержку отделения Дальнего Востока. Не стоит приводить различные аргументы по поводу данной проблемы, поскольку цель данной работы - не рассматривать вопрос о том, нужно или не нужно было отделяться, а лишь исследовать Дальневосточную республику, ее возникновение и развитие в условиях буферного государства, ее систему управления и крах. Другое дело, если это поможет на наглядном примере показать, как может существовать самостоятельное государство на Дальнем Востоке.

ДВР привлекала к себе внимание как во время своего существования, так и многие годы после своей ликвидации. Различные авторы, по большей части дальневосточные, изучали ДВР в различных аспектах. Существует множество точек зрения по поводу того, нужна ли вообще была ДВР, для чего ее создавали, насколько система управления в республике соответствовала условиям того времени, почему ДВР не смогла продержаться дольше 1922 года и т.д. В ходе работы наиболее интересными представляются мнения, относящиеся именно к организации системы управления в ДВР. По этому поводу написано достаточно работ, чтобы, изучив их, сделать выводы о работе государственных органов республики, ее эффективности. Это монографии, газетные статьи, авторефераты и т.д. Работы эти написаны в разные периоды, как при Советской власти, так и после нее. Таким образом, появляется возможность изучить систему управления ДВР в различных аспектах. Так, источники советского времени представляют ДВР лишь как переходный период к установлению советской власти на Дальнем Востоке, временную меру. Они говорят о том, что демократическая система управления была лишь вынужденной мерой, послаблением, уверяют, что приход советской власти был лишь вопросом времени, что ситуация в целом именно к этому и располагала. Постсоветские источники, в свою очередь, предоставляют уже различные точки зрения. Например, что на Дальнем Востоке очень возможно было становление независимого демократического государства, его развитие и процветание, а всему этому помешали большевики. И система управления в республике была изначально задумана как демократическая, то есть парламентская республика, и ей не дало нормально функционировать и развиваться опять же присутствие большевиков в органах власти.

На основе различных источников автором была изучена история и система управления ДВР: ее структура, компетенция и объем полномочий органов власти. Цель данной работы – дать обзор истории Дальневосточной республики, особое внимание обращая на систему органов власти, как наиболее важный фактор для создания и развития республики. В задачи работы не входит более или менее подробно рассматривать тот или иной государственный орган на протяжении всего периода его существования, различные изменения в его структуре или составе. Более важным представляется сам факт существования любого органа управления, его место в системе государственных органов.

Данная работа разбита на разделы для удобства рассмотрения темы. Первый раздел позволяет понять причины создания государства именно в том виде, в каком оно было создано в ДВР в 1920г. Дальше рассматриваются центральные и местные органы управления. Отдельным разделом идут "Правоохранительные органы и вооруженные силы", отказаться от упоминания которых невозможно, поскольку они играют важную роль в управлении государством, особенно таким, как ДВР.

И в заключение - попытка сделать несколько выводов, характеризующих систему управления ДВР, ее достоинства и недостатки. Нельзя сразу утверждать, что точка зрения автора будет отлична от уже высказанных, но это мнение – результат проделанной работы и может как совпадать с мнениями различных авторов, так и отличаться от них.

1.Образование ДВР

Идея создания автономного государства в Сибири и на Дальнем Востоке родилась еще среди ссыльных декабристов в 30-х гг. 19 века. Оживление этих идей произошло в 80-90-е гг.19в. в связи с ростом переселенческого движения, увеличением промышленного и сельскохозяйственного производства, отдаленностью от центра и конкуренцией сибирских и российских товаров.

После октябрьского переворота и распада Российской Империи идея о самостоятельности Дальнего Востока снова стала актуальной. Однако большевики имели свои претензии на эту территорию и стремились сохранить ее в составе Советского государства. В то же время страны Азии, прежде всего Япония, пытались оставить Дальний Восток с его богатыми ресурсами за собой. Назревали серьезные противоречия между этими силами, необходимо было найти решение, которое не позволило бы этим противоречиям вылиться в вооруженный конфликт.

Сложная международная и военно-политическая обстановка в начале 1920 г. привела Коммунистическую партию и Советское Правительство к политическому маневру – временному отказу от восстановления советской власти в Забайкалье и на Дальнем Востоке и образованию на этой территории буферной республики (ДВР).

В1920 году после разгрома Колчака большевики пошли на создание буферного государства, формально независимого от Советской России с целью отсрочить войну с Японией и по возможности вытеснить интервентов мирным путем с Дальнего Востока.

Задача большевиков оказалась довольно сложной: необходимо было решить множество политических, экономических, социальных, территориальных вопросов. Например, какие территории войдут в состав буфера, каковы будут критерии их отбора. Или в какой степени республика будет подвержена влиянию Советской России, а в чем получит самостоятельность. Кто получит реальную власть - наиболее интересный вопрос. Мнения по всем этим вопросам не могли не разделиться, так как в числе "создателей" ДВР были представители различных политических взглядов, различных социальных слоев, различного образования. Дебаты практически по всем вопросам, касающимся будущего буфера, были достаточно напряженными.

7 января 1920 года Политцентр отправил делегацию для переговоров о перемирии с Советской Россией и образовании временного буферного государства в Восточной Сибири.

19 января 1920 года в Томске было решено организовать буфер с границами по линии Оки и Ангары. Для решения партийных вопросов буферного строительства ЦКРКП(б) создал 3 марта 1920 года Дальбюро, куда вошли: Н.К.Гончаров, А.М.Краснощеков, А.А.Ширямов, И.Г.Кушнарев, С.Г.Лазо, П.М.Никифоров.

28 марта 1920 года в Верхнеудинске открылся съезд трудового населения Прибайкалья, который 2 апреля принял решение об образовании буфера на Дальнем Востоке с властью в составе коммунистов-большевиков, эсеров, социал-демократов, земства.

После обсуждения 6 апреля 1920г. был принят документ, формально узаконивший создание нового буферного государства. Он имел множество слабых мест, не решал тех многочисленных проблем, которые существовали в связи с образованием нового государства, но давал Дальнему Востоку статус независимой республики - «Декларация об образовании независимой Дальневосточной республики».

На Дальнем Востоке оказалось 4 территории со своими правительствами:

- Временное Правительство ДВР в Верхнеудинске

- Семеновское Правительство в Чите

- Советская власть в Амурской области

- Приморское Правительство во Владивостоке

В «Декларации…» ставилась задача объединить эти центры. На роль центра претендовали Верхнеудинск и Владивосток.

14 мая 1920г. Советское Правительство официально признало Правительство ДВР в Верхнеудинске. В состав государства тогда входили:

- Забайкальская

- Амурская

- Приморская

- Камчатская

- Сахалинская

области, а также полоса отчуждения КВЖД.

Но оставались еще те 4 территории, которые до сих пор имели свои, хотя и не признанные Советской Россией, правительства. Так продолжалось все лето 1920г., когда шла борьба за приоритет, пока ситуация не стала очевидно неприемлемой. Было решено обсудить этот вопрос на новой конференции.

29 октября 1920 года в Чите состоялась конференция, где была принята Декларация, по которой весь Дальний Восток от р.Селенги и Байкала до Тихого океана объявлялся независимой самостоятельной республикой с демократической властью. Основные законы республики должно было выработать Учредительное Собрание, все правительства на территории ДВР утрачивали свои функции и превращались в органы местного самоуправления.

Таким образом, был решен вопрос о единой власти в республике и ДВР, и оставалось только дождаться выборов в Учредительное Собрание, чтобы решить, какие партии получат власть, и сформировать правительство и другие органы управления.

На Дальнем Востоке появился тот буфер, который, с одной стороны, давал надежды на развитие демократического государства и, с другой стороны, на предотвращение агрессии со стороны Японии.

ДВР отличалась от Советской России тем, что там продолжали легально существовать различные политические партии, в том числе буржуазные, действовали Учредительное Собрание и коалиционное правительство и не действовала политика военного коммунизма. ДВР была формально независима от Советской России.

Однако это независимость действительно была лишь формальной. Во-первых, ДВР появилась во многом благодаря большевикам, которые при создании республики вложили в нее осуществление своих интересов на Дальнем Востоке, и продолжали контролировать деятельность органов власти республики на протяжении всего времени ее существования. Во-вторых, в органах власти ДВР было достаточно коммунистов, избранных народом, чтобы влиять на принятие политических решений.

И в-третьих, ДВР все-таки была частью России с исторической и национальной точки зрения, и порвать такие связи было вряд ли возможно.

Тем не менее, создание ДВР стало вторым по значению и масштабу после Брестского мира внешнеполитическим компромиссом Советской России, позволившим выиграть время и освободить Дальний Восток от интервентов без прямого военного столкновения с Японией. Война с Японией была в то время непосильна для России.

Этот компромисс отразился на политическом устройстве ДВР, в котором существовали смешанная экономика, многопартийность, элементы парламентской демократии, свободные демократические выборы. ДВР можно рассматривать как демократическую альтернативу развития всей страны.

В формировании ДВР в Забайкалье ведущую роль играли большевики, но соответствующая расстановка сил не позволила им создать государство со строем, идентичным советскому.

Но большевики не ставили первоочередной задачей создание именно советского строя в республике. Им достаточно было того, что ДВР выполняла буферную функцию и устанавливала относительно стабильный баланс сил в международных отношениях. Во всяком случае, в Советской России считалось, что существование ДВР носит временный характер.

С другой стороны, антисоветские настроенная часть общества возлагала на новое государство большие надежды, связанные с выходом не только Дальнего Востока, но и всей России на демократический путь развития.

На ДВР возлагались надежды на прорыв дипломатической и экономической блокады России в Тихоокеанском регионе. Однако ДВР так и не была официально признана ни одним государством. Внешняя торговля была невелика и носила транзитный характер, иностранные концессии были немногочисленны и просуществовали короткое время – тесные связи ДВР и Советской России отпугивали иностранных предпринимателей.

Тем не менее, создание нового государства являлось важным шагом для истории Дальнего Востока.

2. Центральные органы управления

2.1. Учредительное собрание: состав, деятельность. Принятие Конституции.

Новому государству необходимо было создать и закрепить систему органов управления, как центральных, так и местных. Строй ДВР был определен как парламентская республика. Политической основой государства являлись представительные органы. Высший орган государственной власти – Народное Собрание – ему принадлежала законодательная власть и право контроля за исполнением конституционных законов. По сути это был орган управления, созданный по примеру передовых государств мира, наделенный практически теми же полномочиями, но адаптированный под условия тогдашней ситуации.

В Учредительном Собрании была сохранена традиционная парламентская процедура: несколько чтений законопроекта, проверка полномочий депутатов, наличие кворума, разрешение вопроса о регламенте и т.д. Почти по всем вопросам возникали острые дискуссии. Эсеры и меньшевики требовали сделать Учредительное Собрание по примеру ведущих государств мира двухпалатным постоянно действующим парламентом. Большевики же, выполняя решение ЦК РКП(б), выступили против постоянно действующего парламента в ДВР. Оппоненты большевиков выступили с запросами о противозаконных действиях ГПО, коррупции в ряде министерств. Острота дебатов доходила порой до рукопашных схваток. Единственным вопросом, по которому было достаточное согласие между фракциями, был вопрос о прекращении японской интервенции.

Так как в Народном собрании были представлены совершенно разные по своим программам и целям партии, совершенно естественно, что заседания парламента превращались в споры между представителями партий, а реальное решение главнейших вопросов отходило на второй план. Чтобы увидеть многообразие различных партий и фракций в Народном собрании, следует привести их список в соответствии с выборами, прошедшими в 1921г.

Выборы в Учредительное Собрание проходили 9-11 января 1921г., в них приняло участие около 50% избирателей. Открытие Учредительного Собрания было назначено на 12 января. Всего было избрано 424 депутата, однако в день открытия по фракционным спискам числились всего 382. Места распределились таким образом:

183- крестьянская фракция большинства

92 – коммунисты

44 – крестьянская фракция меньшинства

18 – эсеры

14 – меньшевики

13 – бурят-монгольская фракция

8 – кадеты

6 – сибирские эсеры

3 – народные социалисты

1 – внепартийный

Тем не менее, 23-27 апреля 1921г. Учредительное Собрание обсудило и приняло Конституцию. Для разработки Основного закона была создана Конституционная комиссия, которой было поручено создать проект, соответствующий демократическим правовым нормам.

При разработке проекта Основного закона ДВР конституционная комиссия использовала обширный политико-правовой материал:

- Конституцию РСФСР 1918г.

- Тексты отдельных конституций буржуазных стран (США 1787г.)

- Конституционные законы ДВР, ее политические декларации

- Проект Временной Конституции ДВР 1920г.

- Конституционные акты временного Народного Собрания ДВР

Основной закон ДВР фиксировал общественный договор между личностью и государством, в котором предусматривалось создание смешанной экономики, гражданского общества, многопартийность, разделение властей, права и свободы граждан, верховенство закона. Конституция провозглашала широкие гражданские и личные права, причем раздел «О гражданах и их правах» предварял раздел «О властях». Отменялись сословное деление граждан, устанавливалось их равенство перед законом, гарантировалась свобода слова, печати, совести, выражения собственного мнения, создания союзов и обществ, не преследующих целей, наказуемых уголовными законами республики. Каждый гражданин должен был подчиняться закону и мог делать все, что не запрещалось законом.

В Конституции не декларировалась руководящая роль ни одной политической партии, не регулировались нормы взаимоотношения между государством и общественными организациями. В ДВР сохранялся институт частной собственности, не проводилась национализация крупной промышленности. Были конфискованы лишь отдельные предприятия, принадлежавшие контрреволюционерам. В ДВР отсутствовала монополия внешней торговли, не были национализированы банки. Применялся наемный труд, хотя он и ограничивался путем правовой регламентации условий труда. В ДВР была проведена денежная реформа и введен рубль на основе золотого стандарта. Реформа активизировала товарооборот местных рынков, которые быстро наполнялись товарами. В августе 1921г. всем, в том числе и министрам, была выдана зарплата по 5 рублей золотом.

То есть была создана правовая база ДВР, закон, который регламентировал политическую, экономическую, социальную и другие сферы жизни республики. С принятием Конституции работа Народного собрания, как и других органов управления, стала носить более организованный характер. Однако нашлись и критики деятельности Учредительного собрания и принятого им Основного закона.

После принятия Конституции ДВР оппозиция выступила с резкой критикой против нее. Газета «Вечер» утверждала, что Конституция ДВР «сырая, в ней много «пробелов», так как она принималась в спешке» Лидер сибирских областников Н.Якушев в те дни писал: «Основной закон имеет внутренние коллизии, ибо он является прикрытием диктатуры коммунистов». По мнению меньшевиков и эсеров Основной закон ДВР «скорее дипломатический, чем юридический документ», поэтому необходимо созвать новое Учредительное Собрание и принять «реальную Конституцию» буферной республики.

На фоне этих противоречий и критики состоялись выборы в новое Учредительное собрание. Коммунисты и на этот раз сумели набрать большое количество голосов. Более того, они получили большинство и, соответственно, заняли наибольшее количество мест в Народном собрании. Теперь, по сути дела, ни одно решение не могло пройти без согласия Коммунистов, что сделало новый парламент орудием в руках большевиков для проведения своей политики на Дальнем Востоке.

Итак, на выборах, состоявшихся в июне 1922 года, голоса распределились следующим образом:

- Коммунисты – 50%

- Эсеры – 13,7%

- Меньшевики – 4%

- Городская и деревенская буржуазия – 32,3%

В соответствии с полученными голосами были распределены и места в составе Народного Собрания:

- Коммунисты – 85 чел.

- Эсеры – 18 чел.

- Крестьянское меньшинство – 12 чел.

- Меньшевики – 3 чел.

- Максималист – 1 чел.

Таким образом, при коммунистическом большинстве Народное собрание продолжало свою работу до 25 октября 1922г., вплоть до своего самороспуска.

Само по себе создание Учредительного собрания имело большое значение. В то время, да и на последующие 70 лет эта была единственная попытка создания законодательного органа, который бы реально являлся высшим органом в стране и действительно самостоятельно принимал бы законы. В Советской России Учредительное собрание разогнали сразу же после его создания, а последующие органы власти, такие, как Съезды Советов, не имели реальных полномочий и действительной силы в государстве.

2.2. Правительство: состав, деятельность.

Между сессиями Народного Собрания верховным органом было Правительство, игравшее роль коллегиального президента, подотчетное Народному Собранию. Правительство получило право издавать временные законы, принятие которых не могло быть отложено до следующей сессии Народного Собрания.

Теоретически Правительство являлось вторым по значению органом в государстве после Учредительного собрания, а на практике – именно этот орган управления руководил жизнью страны, проводил соответствующую политику.

Деятельность Правительства началась с Акта о принятии власти, который выглядел следующим образом:

«Волею всего народа, выраженной Учредительным собранием, избравшем Правительство в заседании своем от 25 апреля 1921 года, Правительство в составе: председателя Правительства - Александра Михайловича Краснощекова, заместителя председателя Правительства – Николая Михайловича Матвеева и членов Правительства – Ивана Павловича Кларк, Ильи Васильевича Слинкина, Дмитрия Самойловича Шилова, Василия Степановича Бондаренко и Михаила Ивановича Бородина, - с сего числа принимает на себя всю полноту власти гражданской и военной на территории Дальневосточной республики в пределах, предоставленных ему Основным законом страны.» (26 апреля 1921 года, Чита)

Таким образом, был определен состав Правительства. Также как и в других органах власти, здесь преобладали коммунисты, которые с успехом проводили свою политику.

В Правительство вошли 5 коммунистов и 2 беспартийных. Глава Правительства - А.М.Краснощеков.

Особенностью политического строя ДВР было то, что Правительство как бы играло роль коллективного президента. Точнее, роль президента на самом деле играл Председатель Правительства (Краснощеков), которому подчинялись все члены Правительства. Формально они, конечно же, имели право голоса, могли предлагать свои решения проблемы, но принятие решений упиралось в позицию Председателя. Когда 26 мая 1922 года состоялся переворот, Правительство Меркулова, пришедшее к власти, получило еще больше полномочий. В частности, Меркулов разогнал Учредительное собрание, назначив выборы в новое. Это, кстати, было прямым нарушением Конституции, согласно которой Правительство было подотчетно Народному собранию.

Оценивая деятельность Правительства ДВР в целом за период существования республики, можно сказать, что она была достаточно продуктивна, несмотря на неспокойную политическую ситуацию, на противоречия в самом Правительстве. За период своей деятельности Правительство приняло ряд правовых актов, регламентирующих жизнь государства. Среди них:

«Временное положение о таможенных учреждениях» 17 января 1921г.

«Временное положение о гос.полит.охране Дальневосточной республики» 8 февраля 1921г.

«Временное положение о министерстве иностранных дел ДВР» 11 февраля 1921г.

«Положение об официальной правительственной газете «Дальневосточная Республика» 12 мая 1921г.

«Положение об Областных Эмиссарах правительства ДВР» 9 июня 1921г.

«Положение о министерстве внутренних дел» 15 сентября 1921г.

«Закон о милиции» 8 сентября 1921г.

«Положение о местных органах управления Дальневосточной Республики» 1 августа 1921г.

Кроме того, Правительство формировало Совет Министров – еще один центральный орган управления, и контролировало его деятельность, о чем пойдет речь далее.

2.3. Совет Министров: состав, компетенция

Высшим органом, возглавлявшим весь аппарат государственного управления, являлся Совет Министров. Его правовое положение определено Конституцией ДВР и «Положением о Совете Министров ДВР» от 8 сентября 1921г. Совет Министров образовывался Правительством республики и состоял из Председателя Совета Министров и министров. Был подотчетен Народному Собранию, а в период между его сессиями – Правительству. В его работе принимали участие:

- заместители министров

- народный государственный контролер

- начальник Центрального статистического управления.

Вспомогательные органы Света Министров:

- экономический совет

- особое совещание по вопросам внутреннего управления ДВР.

Что касалось состава Совета министров, то, поскольку он формировался Правительством, большинство его членов были большевиками. Число представителей различных партий в Совете Министров соответствовало представительству этой партии в Правительстве.

Исполнительно-распорядительный орган – Совет Министров – был коалиционный: 9 большевиков, 3 меньшевика, 3 эсера, 1 народный социалист. Большевики занимали посты в министров финансов, промышленности, национальных дел, просвещения, юстиции, председателя правления Дальбанка, ряд мест замминистров. Коммунисты руководили министерствами труда, земледелия, торговли, почты и телеграфа, силовыми структурами. Главой Совета Министров стал П.М.Никифоров.

Таким образом, в системе центральных органов власти республики был установлен отраслевой принцип управления, который действовал в Российской Империи и использовался затем в Советской России. Следует добавить еще одну особенность формирования Совета Министров:

Члены Правительства (по Конституции) не могли быть членами Совета Министров. Существовало единство законодательной и исполнительной власти: все акты Правительства скреплял Совет Министров, который сам был подотчетен Народному Собранию.

Компетенция Совета Министров закреплена в ст. 49 Конституции ДВР:

- объединял и направлял работу органов государственного управления

- устанавливал правовой статус органов управления

- осуществлял контроль за деятельностью органов государственного управления, координировал их работу

- принимал меры по восстановлению народного хозяйства

- разрабатывал государственный бюджет

- укреплял кредитно-денежную систему

- принимал меры по обеспечению общественного порядка

- руководил общим строительством Вооруженных сил ДВР

- охрана прав граждан

- международные отношения

То есть Совет Министров осуществлял практическое руководство государством, приводя в исполнение акты Народного собрания и Правительства. Для этого был образован ряд министерств, которые и руководили соответствующей отраслью

В апреле 1920г. в ДВР образовалось 14 министерств:

- Иностранных дел

- МВД

- Юстиции

- Финансов

- Земледелия

- Труда

- Промышленности

- Продовольствия

- Просвещения

- Транспорта

- Здравоохранения

- Военных дел

- Призрения

- Государственный контроль

В течение 1921г. были созданы министерства:

- торговли

- почт и телеграфа

- социального обеспечения

- по национальным делам

Министрами были назначены видные экономисты, финансисты, военные, юристы - специалисты в своей области, получившее образование как в России, так и за границей. К сожалению, их проекты по развитию Дальнего Востока оставались по большей части без внимания, так как министры представляли исполнительную власть и должны были реализовывать проекты и законы, принятые Народным собранием и Правительством. Ниже представлен список министров:

- министр транспорта – Щатов

- министр внутренних дел – Знаменский , затем Матвеев

- министр национального просвещения – Малышев

- министр юстиции – Завадский

- министр земледелия - Иванов

- министр финансов – Тугаринов

- министр труда – Носок-Турский

- министр иностранных дел - Юрин

- военный министр – Матвеев, затем Блюхер

- министр здравоохранения – Петров

- министр продовольствия и торговли – Гроссман

- министр социального обеспечения – Гаврилова

- государственный контролер – Пичугин

- Дальтелеграф – Герасимова

- управляющий делами правительства – Федорец

- заместитель Председателя Правительства - Матвеев

Свои решения министерства оформляли в документы под названием циркуляры и инструкции.

В конце 1921г. в связи с тяжелым положением Народное Собрание упразднило министерства Промышленности, Продовольствия, Торговли, Земледелия, ЦСУ и образовало единое министерство Народного Хозяйства.

Деятельность Совета Министров продолжалась вплоть до ликвидации ДВР в 1922г. В ходе этого периода было сделано многое, чтобы поднять экономику, находящуюся в упадке (большую роль в этом сыграл Высший экономический совет), улучшить социальное положение населения, обеспечить реализацию их прав, закрепленных Конституцией, и содействовать нормальному развитию государства.

3. Местные органы управления

В ДВР система местных органов управления не была четко оформлена долгое время. Во-первых, население Дальнего Востока было достаточно мало и достаточно рассеяно по региону. Во-вторых, в населении были представлены различные национальности, некоторые из которых претендовали на особые права или даже автономию. В-третьих, в государстве должна была сначала установиться система управления, появиться Конституция, которая сделала бы законной деятельность местных органов. До появления «Положения о местных органах управления Дальневосточной Республики» 1 августа 1921г. в различных административных единицах ДВР существовали даже различные органы местного управления, с разной структурой, компетенцией, степенью подчиненности центру. В конце концов, по "Положению…" местные органы управления определялись как

Самоуправления, которые создавали единую систему с центральными органами. В основу организации местных органов лег принцип демократического централизма, нарушенный в некоторой мере введением института областных эмиссаров правительства, обладающих правом контроля над местными органами.

Организация и деятельность местных органов определялась Конституцией ДВР, «Положением о выборах в областные, уездные, городские и волостные собрания уполномоченных»

Областные Собрания уполномоченных собирались 2 раза в год,

Уездные Собрания уполномоченных - 2 раза в год,

Волостные - 3 раза в год,

Городские - 12 раз в год,

Сельские собрания уполномоченных не имели четких сроков и собирались по решению села.

В 107 волостях избрано 2275 уполномоченных . Собрания работали по сессиям

Существовали также местные органы, образованные по территориально- национальному принципу. Это были национально-государственные органы ДВР, которые должны были представлять те 36 национальных групп, которые проживали на территории ДВР. Например, БМО - бурято-монгольская автономная область, руководимая, в соответствие с законом, областным собранием уполномоченных.

Местные органы управления в ДВР не были самостоятельными. Точнее, они имели определенную самостоятельность, но Правительство контролировало их деятельность с помощью областных Эмиссаров. Это было довольно специфическое учреждение, не имеющее аналогов ни в Российской Империи, ни в Советской России. Тем не менее, учитывая сложную обстановку в государстве и для лучшего контроля за органами управления на местах Правительство посчитало нужным принять «Положение об областных эмиссарах правительства ДВР» 9 июня 1921гю По этому "Положению…"

1.Областной эмиссар есть представитель Правительства, осуществляющий наблюдение и контроль за точным исполнением в области местными органами власти, а также учреждениями и органами центральной власти законов, постановлений и распоряжений правительства.

2.Областной эмиссар состоит в непосредственном подчинении Правительству, коим он назначается и увольняется.

Таким образом, органы местного управления были подконтрольны областным эмиссарам, то есть Правительству. Однако ситуация на местах оставалась довольно сложной. Эмиссарам не желали подчиняться, пока не началось применение силы. В конце концов, им удалось подчинить себе местные органы, но оставалась скрытое недовольство, порожденное как действиями областных эмиссаров, так и ГПО. Возможно, поэтому осенью 1922г. местные органы не попытались оказать поддержку центральной власти и благополучно приняли новую власть - Советов.

4. Правоохранительные органы и вооруженные силы ДВР

4.1. Правоохранительные органы

В ДВР особое внимание уделялось формированию правоохранительных органов. Это связано с важной ролью их в поддержании государственного строя, его защиты от возникающих посягательств, обеспечении порядка и законности в государстве.

С декабря 1920г. было начато формирование органов правосудия и надзора за исполнением законов. В этих целях Правительство утвердило «Положение о Министерстве Юстиции Дальневосточной республики». В составе министерства были сформированы: общий, судебно-следственный, карательный отделы и юристконсультский совет. Судебно-следственный отдел осуществлял общее руководство деятельностью милиции по производству дознаний, организации правовой помощи населению. На карательный отдел возлагалось общее руководство за деятельностью исправительно-трудовых и исправительно-воспитательных учреждений. На местах организовывались отделы юстиции в составе общего, судебно-административного, административно-хозяйственного и карательного подотделов. Заведующий отделом выбирался областным Управлением и утверждался министром. «Положение о министерстве юстиции» регламентировало систему судопроизводства в республике, структуру и задачи народных судов. Все судебные органы, действовавшие до принятия этого Положения, упразднялись. Вновь формировавшийся суд состоял из двух инстанций: народный (рассматривал дела по существу) и кассационный (съезд народных судей), наблюдал за единообразным м точным исполнением законов народными судами.

Политические народные суды – образованы для рассмотрения дел о контрреволюции, дезертирстве, саботаже, спекуляции, опасных должностных и уголовных преступлений против личности.

Высший кассационный суд по политическим делам – для рассмотрения кассаций, жалоб и протестов на приговоры политических народных судов.

Последние два органа действовали до конца 1921г. и решением Народного Собрания были упразднены 16 декабря 1921г.

Еще одним правоохранительным органом являлась ГПО - государственная политическая охрана, созданная в 1920г. большевиками. В ее задачи входили: борьба с контрреволюцией среди гражданского населения, обращение особого внимания на деятельность политических партий.

Понимая непригодность данного положения, политические партии начали активно противодействовать большевикам. Их тактика была направлена на отстранение коммунистов от власти, создание самостоятельной демократической республики, независимых профсоюзов, что нашло свое отражение в сочувствии крестьян и рабочих, а также поддержку со стороны японского правительства.

В 1921г. было принято решение Дальбюро ЦК РКП(б), где ставилась очередная задача для ГПО:

провести строгий учет каждой политической партии, ее центра, комитетов, членов, примыкающих и сочувствующих, местопребывания, характера работы, сферы влияния и связей, издания газет, листовок, воззваний.

Меньшевики и эсеры называли существующий строй в ДВР строем госполитохранщиков, кнута и нагайки …Они говорили, что для того, чтобы ДВР была признана, нужно свергнуть диктатуру коммунистической партии, установить полнейшую демократическую власть. ГПО являлась инструментом власти в достижении тех целей, которые ставили перед собой коммунисты. Формы и методы работы ГПО применялись разнообразные, начиная от интриг и грабежей и заканчивая террористическими актами, арестами и расстрелами.

Из «Положения о государственной политической охране» февраль 1921г.: ГПО создается для борьбы со шпионами, контрреволюцией, преступлениями против государственного строя. Во главе ГПО – директор, который одновременно является заместителем министра внутренних дел. За период 1920-1922гг. на посту директора сменилось 4 человека. Структура ГПО:

Главное Управление:

- общий отдел

- следственный отдел

- оперативный отдел: - областные отделы – уездные отделы – КПП

В начале 1922г. в ГПО вошел Военный отдел (военная разведка).

Среди правоохранительных органов был также и Народный контроль – аппарат, обеспечивающий законность в деятельности учреждений, предприятий, организаций. Наблюдал за расходованием, учетом и хранением государственного имущества. Нес ответственность перед Народным Собранием.

Структура: Управляющий и его помощник

Коллегия: управляющий, помощник, 3 члена коллегии

Важным звеном в системе правоохранительных органов являлись также суды, деятельность которых регулировалась следующими документами:

«Положение о Народном суде ДВР» 28 марта 1922г.

«Положение о политических судах ДВР» 16 декабря 1921г.

«Положение о военных судах НРА и Флота ДВР» 16 января 1922г.

«Закон о судоустройстве ДВР» август 1921г.

Судьями могли стать граждане не моложе 25 лет с высшим юридическим образованием.

Одним из важнейших в системе правоохранительных органов являлась милиция.

До конца апреля 1921г. аппарата МВД фактически не существовало. Весь его штат - 17 сотрудников. До февраля 1921г. функционировали без каких-либо законодательных актов. Не было даже Положения, определяющего отношения милиции с другими государственными органами. 8 февраля Правительство ДВР утверждает «Временное положение о народной милиции» К весне 1922г. деятельность аппарата народной милиции перестала отвечать требованиям времени и летом 1922г. МВД приступило к разработке нового закона о милиции. Однако в связи с вхождением ДВР в состав РСФСР в ноябре 1922г. дальнейшая разработка закона была остановлена.

Существовали также областные следственные комиссии, состав которых назначался и увольнялся министром юстиции: на них возлагался контроль за соблюдением правил законности, в осуществлении следствия, привлечение к ответственности за их нарушение народным следователем и милицией.

5 января 1922г. вышел «Закон о военных судах Народно-Революционной армии и флота ДВР»

С весны 1922г. началось создание системы прокурорского надзора. Прокурором являлся министр юстиции, он же назначал областных прокуроров.

Параллельно с реорганизацией правовых структур началось реформирование таможенной системы. В задачу таможни входила охрана внешних границ, пропуск через границы лиц и товаров и взимание с них условленных сборов. Порядок работы регулировался Таможенным Уставом 1910г. Гражданам ДВР, выезжающим за границу, выдавались заграничные паспорта или легитимационные билеты.

Процесс создания и совершенствования правоохранительных органов осуществлялся в крайне сложной обстановке: гражданская война, интервенция, кризис экономики, безработица, рост преступности, частая смена власти. Не было прочной организационно-правовой базы для борьбы с преступностью, органы власти на местах на успели упрочиться.

4.2. Вооруженные силы

При рассмотрении данного аспекта истории ДВР следует заметить, что республика создавалась и существовала в сложной военно-политической обстановке. Во-первых, существовала угроза со стороны Японии, причем весьма серьезная. Во-вторых, следовало опасаться того, что Советская власть попытается военным путем подчинить себе ДВР, и иметь на этот случай защиту. В-третьих, никто не мог поручиться, что вооруженные силы не понадобятся для ликвидации конфликтов внутри государства. Поэтому Вооруженные силы ДВР можно по праву отнести к элементам системы управления, тем более что и устройство их, и некоторые функции позволяют это сделать. Итак, 6 июня 1921г. был создан Совет обороны республики, куда входили:

- члены Дальбюро

- военный министр

- главнокомандующий

- представитель партизанского движения в Приморье

Совет обороны появился на базе НРА - Народной Революционной Армии, которая защищала ДВР с момента ее создания.

27июня 1921г. – Военный совет НРА и Флота ДВР в составе: военный министр Блюхер В.К. (председатель), В.И.Буров, М.И.Губельман, С.М.Серышев. Военный совет осуществлял «общее руководвство всей оперативной, административно-хозяйственной, политико-просветительсокй деятельностью военного ведомства» (из «Положения о военном министерстве ДВР) Военный совет состоял из Высшей военной инспекции и различных комиссий. Ниже приведена структура Главного Штаба НРА:

- административное управление – ведало кадровыми вопросами

- строевое управление – формирование воинских подразделений

- мобилизационное управление – мобилизационные планы, учет военнообязанных

- оперативное управление – разработка и проведение военных операций

- управление связи

- разведывательное управление

- управление всеобуча – военная подготовка населения

- военно-инженерное управление – техническое обеспечение войск

- служба тыла

- военная юстиции

- всеобуч лиц 18-45 лет

- охрана объектов

- борьба с бандитизмом

Внутренние войска:

- воинские подразделения по охране ж\д

- караульная команда

- конвойная стража

Охрана государственных границ была особенно важна, поэтому требовались наиболее организованные части армии. В 1920г. охрану государственной границы несли партизаны и части НРА. В конце 1920г. в НРА стали формироваться пограничные подразделения. 19 декабря 1920г. Главнокомандующий издал приказ о создании на Читинском участке границы Троицкосавского и Акшинского пограничных районов. 17 марта 1921г. Были созданы Нерчинско-Заводской, Благовещенский, Хабаровский пограничные районы. Формирование пограничной охраны завершилось в июне 1921г.

НРА сыграла большую роль также в установлении советской власти на Дальнем Востоке. Именно со вступлением ее во Владивосток 25 октября 1922 г.Учредительное собрание заявило о самороспуске, перестала фактически существовать ДВР.

Заключение.

Итак, мы рассмотрели систему управления Дальневосточной республики. И прежде чем делать выводы, следует, пожалуй, обратить внимание на некоторые факты истории ДВР и некоторые ее особенности.

Во-первых, Дальний Восток – единственный район нашей страны, где в период ДВР была предпринята попытка построить демократическое правовое государство, переходное к социалистическому типу, используя определенный экономический опыт политико-правовой системы РСФСР и стран Запада.

Во-вторых, следует учитывать особенности Дальневосточного региона, условия, в которых создавалась ДВР:

- экспансия иностранного капитала

- близость Китая и Японии

- иностранная интервенция, гражданская война

- военная и гражданская эмиграция из России

В-третьих, нужно принять во внимание наличие в аппарате управления представителей коммунистической партии, более того, их большинство.

Теперь, принимая во внимание все вышеперечисленное, можно роль ДВР. Изначально ДВР была оформлена как парламентская республика, то есть система управления должна быть демократической. И в целом ее можно, подобно похожим моделям системы управления в других странах, признать демократической по форме, но с несколько иным содержанием. Демократическая форма хорошо показана в Конституции ДВР, где были прописаны основные права и обязанности граждан: на участие в государственном управлении, государственную службу, объединение в общественные организации, обращение к органам государственного управления, должностным лицам с просьбами, жалобами, ходатайствами, неприкосновенность личности, жилища, свободное передвижение и перемену места жительства, тайну переписки.

Независимо от пола, национальности, расы, имущественного положения граждане обладали равным объемом административной правоспособности во всех областях хозяйственной, государственной, культурной, общественно-политической жизни. Государство предоставляло гражданину возможность участвовать в государственном управлении. Административная правоспособность граждан не могла быть отчуждена или передаваема. Ее объем мог изменяться волею государства, но не гражданина.

А не очень демократическое содержание отражала реальная действительность. Особенно показательна в этом плане деятельность ГПО и областных эмиссаров с их чрезвычайными полномочиями.

Истоки этих противоречий следует искать с момента создания ДВР. Тогда существовало два полюса, боровшихся между собой. Это большевики, которым нужно было удержать власть на Дальнем Востоке и которые оказывали влияние на управление республикой в течение всего периода ее существования, и их противники, надеющиеся на создание самостоятельного несоветского государства на Дальнем Востоке.

В экономической сфере сохранялись практически все права и свободы предпринимателей, принятые в демократических странах. Действовал НЭП, то есть тот же капитализм, но с другим названием.

В разделе «Основы народохозяйственного строя» Конституции ДВР НЭП получил законодательное закрепление:

- многообразие форм собственности

- многоукладность экономики

- свобода производителей, предпринимательства и торговли

- хозяйственная самостоятельность местных административно-территориальных единиц

Управление экономикой осуществлял Высший экономический совет – мозговой центр команды председателя Правительства Краснощекова. В него вошли крупнейшие экономисты того времени. Их объединила идея реализации НЭПа на Дальнем Востоке, которую они приветствовали. «Экономическая жизнь Дальнего Востока» - специальный журнал, где впервые в истории России вопросы теории и практики НЭПа обсуждались представителями различных политических партий.

Таким образом, систему управления ДВР можно признать демократической, хотя и с некоторыми оговорками.

Теперь хотелось бы ответить на вопрос том, насколько эта система соответствовала сложившейся ситуации, отвечала своим целям и задачам. По этому поводу существует много точек зрения. Одна из них - и автор согласен с ней - основана на том, что система управления была актуальной в данных условиях, что именно в таком виде она нужна была для реализации целей ДВР. В таком случае стоит сказать о целях. В связи с этим обычно употребляется понятие "буфер", которым определяют ДВР и цель ее создания. Об этом понятии рассуждают различные источники, но на данный момент нет четкого определения. Для понимания слова "буфер" можно представить себе следующую картину.

После переворота 1917г. Дальний Восток - одна из самых сложных территорий России, где накопилось множество проблем. Большевики еще не захватили власть на Дальнем Востоке - не имеют достаточных сил и возможностей. А еще им грозит война с Японией, которая может стать крахом для всей Советской власти. Их противники пытаются сохранить Дальний Восток - хотя бы эту часть бывшей Российской Империи, создать на этой территории свое государство. Но они не могут противостоять натиску Советов силовым путем. Есть в споре еще одна сторона - Япония, которая в союзе с другими азиатскими странами хочет захватить богатейшую территорию Дальнего Востока. Дальнейшее развитие такой ситуации не могло идти без ущерба для всех сторон, а переломить ее пока никто не мог. Положение в корне меняло создание буфера, принявшего на себя все нерешенные проблемы, давшего противникам собраться с силами, избавив от необходимости действовать немедленно.

Итак, большевики получают передышку, чтобы закончить Гражданскую войну и перебросить силы на Дальний Восток, кроме того, они не теряют контроля над ситуацией - в органах управления ДВР у них достаточно сторонников. Противники Советов тоже получили еще один шанс - доступ к власти, не ввязываясь в открытую борьбу с большевиками, которую им не выиграть. И, наконец, иностранцы теперь имеют доступ к природным ресурсам Дальнего Востока и получают страну-партнера с капиталистической открытой экономикой.

Такая ситуация устраивает всех. Временно. Пока одна из сторон не находит сил изменить ее в свою пользу. И это были большевики. Возможны, впрочем, были и другие варианты развития событий: если бы, например, переворот Меркулова был успешным, или правительство Краснощекова сумело бы удержать власть. Не будем сейчас рассматривать все возможные варианты.

Важно то, что осенью 1922г. Дальбюро ЦК разработало план перехода к советской власти на Дальнем Востоке. 12 октября 1922г. Политбюро ЦК РКП(б) приняло решение упразднить буфер.

15 ноября 1922 года – декрет ВЦИК РСФСР, по которому вся территория Дальнего Востока вошла в состав РСФСР.*

На самом деле организация ДВР вполне отвечала поставленным задачам и реальной ситуации. Именно в таком виде она обеспечивала буфер, куда можно было перенести многие проблемы без ущерба для спорящих сторон.

Другое дело, что эта организация не была рассчитана на долгое существование, чем можно объяснить многие ее недостатки. В частности, проблему "формы и содержания", о которой было сказано выше. С одной стороны, такая система отвечала целям республики, а с другой - не была эффективной. Хотя бы потому, что не смогла просуществовать более двух лет, сохранить власть и развивая государство. Но ведь она и не была рассчитана на это. Более того, эффективность эта не нужна была ни большевикам, которые получали лишний повод заявить о несостоятельности демократии и капитализма, ни иностранцам, которые совсем не были заинтересованы в развитии сильного государства в непосредственной близости от них.

Можно сказать, что ДВР в качестве буфера просуществовала определенный период, выполнив свои функции, и стала частью истории. Пожалуй, у этого государства не было шансов выжить и существовать бок о бок с Советской Россией и странами Азии. Просто потому, что она создавалась не для этого. Просто ее изначально считали "временной мерой" (ДВР так и не была признана ни одним государством). Просто было сделано все, чтобы создать систему управления, которая не смогла существовать долго, которую легко было сломать.

ДВР - государство, не имеющее аналогов в мире ни до, ни после себя. Уже поэтому оно заслуживает интереса и внимания. Но этот опыт оказался довольно печальным - получилось государство, гибель которого было обоснована еще до момента его создания. Но отрицательный результат - тоже результат, и необходимо учитывать и его, изучая возможности создания самостоятельного государства на Дальнем Востоке, да и другие события и факты. История ДВР может стать для этого наглядным примером.

Список литературы

1. Авдеева Н.А. Дальневосточная республика (1920-1922гг.) под.ред. Кабанова. Хабаровск1957г.

2. Веропашин А. ДВР: выборы -1921. ТОЗ, 23 февраля 1996г.

3. Волынцев А. У истоков ДВР. "Утро России" 2 октября 1993г.

4. Гавло Ю.Н. Государственное устройство ДВР и национальный вопрос, сб.ст., Томск 1981г.

5. Дальневосточная республика. Основной закон (Конституция) 27 апреля 1921г.

6. Ермакова З.В. ДВР: шаг к объективному анализу. Вестник ДВО АНСССР №6, 1990г.

7. Каретина (сост.). ДВР: становление, борьба с интервенцией. Владивосток 1993г. часть 1,2.

8. Клер Л.С. Развитие государственного строя ДВР. Автореферат. Свердловск 1968г.

9. Кобяков А.С. Некоторые особенности Административно-территориального устройства ДВР. сб.ст. Томск1981г. Вып.1.

10. Кокоулин В.Г. ДВР: борьба политических партий и групп. Автореферат. Новосибирск 1999г.

11. На Дальнем Востоке - выборы главы правительства ДВР. Правда, 4 мая 1921г.

12. Никифоров П.М. Записки премьера ДВР. Москва, Политиздат, 1974г.

13. Попов В., Азаренков А. Падение республики. ТОЗ, 16 декабря 1992г.

14. Решетников Н.И. Тактика политических партий в отношении государственных структур ДВР. Сб. научн.ст. Хабаровск, 1994г.

15. Собрание узаконений и распоряжений правительства ДВР. 2т., 1921, 1922гг.

16. Сонин В.В. Государство и право ДВР. Владивосток, 1982г.

17. Сонин В.В. Экономичекая политика ДВР, ее правовое обеспечение. Сб.научн.тр. Владивосток, 1994г.

18. Сутина А.А. Система государственных органов ДВР. Сб.ст. Томск, 1978г.вып.2

19. Ципкин Ю. Дальневосточная республика. Приамурские ведомости, 6 апреля 1996г.

20. Ципкин Ю.Н. ДВР: была ли альтернатива? Отеч.история, 1993г., вып.3

21. Шабанов А. Были когда-то и мы независимы… ТОЗ, 6 апреля 1995г.

22. Юрьева Т. ДВР: как это было. Амурский меридиан, 2000г. №15(апрель)

Автор: Чепикова К. Ю.

Главная | Разное | Форум | Контакты | Доклады | Книги | Фильмы | Источники | Журнал |

Макарцев Юрий © 2007. Все права защищены
Все предложения и замечания по адресу: webmaster@historichka.ru